Алла Касьянова
Роль классической музыки и формирование личности ребенка
периодом наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей является детство. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого раннего возраста.
Публикация «Роль классической музыки и формирование личности ребенка» размещена в разделах
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков помогает расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с музыкальным развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни.
Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку : это, прежде всего, – классика и народная музыка.
Музыка влияет на всестороннее развитие ребенка. Слушание музыки расширяет кругозор детей, обогащает чувства ребенка, помогает развивать внимание, фантазию. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.
По мнению специалистов, классические произведения заряжают энергией, положительно влияют на нервную, пищеварительную и сердечнососудистую системы. Эта музыка может обладать как расслабляющим эффектом, так и стимулировать физическую деятельность и мыслительную активность. Например, при прослушивании маленькими детьми музыки великого австрийского композитора Моцарта, дети быстрее развиваются интеллектуально. Музыка Моцарта — достаточно простая для восприятия, но при этом изысканная, гармоничная и очень светлая. Его даже называют «солнечным» композитором.
Балеты Чайковского тоже редко оставляют детей равнодушными. Фрагменты из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спящей красавицы» любимы многими. Под эту музыку ребенок может фантазировать, представляя себе интереснейшие картины и придумывая увлекательные истории. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей – П. И. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, например, «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева.
Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. И. Чайковского, С. Рахманинова, формировать у детей эталоны красоты.
Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства начал понимать красоту звуков классической музыки. И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему.
В статье использованы материалы публикации Голенской М. Е. «Роль классической музыки в формировании личности ребенка».