Верховцева Людмила Александровна
Роль кинезиологических упражнений в развитии познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Школа «Марьино»
Детский сад «Аистенок»
Мастер-класс
Тема: «Роль кинезиологических упражнений
в развитии познавательных процессов
детей старшего дошкольного возраста»
Верховцева Людмила
Александровна, воспитатель
г. Москва
Публикация «Роль кинезиологических упражнений в развитии познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2021г.
«Рука является вышедшим
наружу мозгом» /И. Кант/
«Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный»
/Мишель де Монтень/
Цель мастер - класса:
Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов, способствующих развитию познавательных процессов старших дошкольников.
Задачи:
- привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
- заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.
Оснащение: проектор для показа презентации, буклеты для раздачи педагогам.
План проведения мастер-класса:
1. Определение понятия «кинезиология».
2. Методы диагностики развития познавательных процессов старших дошкольников.
3. Возможности кинезиологии.
4. Сравнительный анализ показателей познавательного развития воспитанников в начале и конце учебного года.
5. Условия проведения кинезиологических упражнений.
6. Виды кинезиологических упражнений.
Введение. Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение» (имеется в виду мышечное движение). Слово «логос» переводится как «наука».
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
С целью педагогической диагностики развития познавательных интересов воспитанников применялись следующие методы:
1. Систематическое наблюдение:
- при проведении непосредственно-образовательной деятельности;
- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности;
- организованной деятельности в режимные моменты;
- в общении; самостоятельной деятельности воспитанников.
2. Стандартизированные методики: для диагностики памяти: «Пиктограммы». «10 слов», «нелепицы»; для диагностики мышления «соедини картинки», «Лишний предмет», «Раздели на группы»; диагностики внимания: «Найди несколько различий», «Найди и вычеркни»; диагностики воображения «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь»; диагностики восприятия «Найди квадрат»», «Чем залатать коврик».
Возможности кинезиологии :
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, восприятия, воображения;
- успокоение и релаксация.
Сравнительный анализ педагогического мониторинга познавательного развития детей старшей группы в начале и конце учебного года показал улучшение показателей развития.
Для результативности работы учитывались определё нные условия:
- упражнения проводятся систематически, несколько раз в день (перед занятиями, после прогулки, после сна);
- упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, учитывая мотивацию выполнения упражнений;
- упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом;
- от детей и воспитателя требуется точное выполнение движений и приемов.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют следующие блоки:
Блок 1. Движения средней линии. Эти упражнения помогают гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
Блок 2. Упражнения на растяжение. Упражнения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперёд. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
Блок 3. Энергетические упражнения. Эти упражнения заставляют нейроны работать более эффективно (см. приложение).
Использованная литература:
1. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей : Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста : Пер. с англ. – М. : Восхождение, 1998.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М. : Академия, 2002.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2001.
4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.