Байзигитова Анфиса
Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи :
Повысить компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников.
Публикация «Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.
Развивать творческий потенциал педагогов.
Ход:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Приглашаю вас поговорить об роли экологической игры в воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Что подразумевается под экологическим воспитанием дошкольников?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. В общественной среде у ребёнка развиваются определённые виды деятельности, которые определяют его взаимоотношения с окружающими людьми и формируют его личность. Таким видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру мы можем осуществить определённое специфическое воспитательное влияние на детей. Экологическое воспитание дошкольников - одна из наиболее актуальных тем в настоящее время. Игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей : пополняется и активизируется словарь детей.
Проводим игры с таким материалом : «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине». Организуем эти игры во время прогулки, В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. При этом стараемся пополнить словарный запас детей словами : существительными - «Назови предмет», задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются. Глаголами: слова-действия «Что можно делать с овощами, фруктами?», «Что умеет делать кошка, собака, ветерок», «Что делает щенок, если его берут на руки?
Из-за бедного словарного запаса иногда помогаем или произносим для ребят новые слова:
В работе используем чудо ширму, где можно познакомить детей с каждым из времен года. Так же узнать в игре какие овощи и фрукты есть на огороде и не только.
Так же используем развивающий коврик в знакомстве с животным миром, экологическими сказками. Бизидомик, который наполнен мини бизибордами: «Подводный мир», «Веселая ферма», «Кто живет в лесу», «Дикие животные». Музыкальные домики со звуками животных.
А сейчас вместе с вами мы бы хотели поиграть в подвижные экологические игры.
Экологические игры :
ПОЙМАЙ КОМАРА
Задачи:
Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным
комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Правила:
1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. 2. Ловить комара нужно не сходя с места. Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.
УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ
Задачи:
Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.
Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель включает музыку с звуками животных: мычание коровы, лай собаки и т. д. Воспитатель предлагает детям отгадать, кто кричит, затем показывает игрушку этого животного.
Правила: 1. Отгадывать животных или птицу может один ребенок, на которого укажет воспитатель, но на первом знакомстве с игрой допускаются хоровые ответы.
Художественное слово:
Вот какой красивый дом.
Кто же в домике живет?
Тук-тук, кто же в домике живет?
Включить запись голосов животных.
Где есть что: «Овощи и фрукты»
Задачи:
Развивать у детей наблюдательность, умение различать овощи и фрукты.
с детям предлагается большая корзинка с овощами и фруктами, необходимо сложить в отдельную корзинку овощи и в отдельную корзинку фрукты.
Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»
Задачи:
Развивать у детей наблюдательность, различать грибы от других растений.
Описание: на полянке-ковре разложены листочки, цветочки, грибы. Дети мы идем в лес за грибами, посмотрите, здесь есть и цветочки и листочки, но нам мама сказала в лесу набрать грибов. Ребятки давайте соберем грибочки для мамочки.
Музыкальная игра-физминутка «Веселые лягушки», есть варианты «Ежик», «На лугу», «Птичка»
Задачи:
Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.
Описание: включается музыку и под музыку дети танцуют, выполняя движения за воспитателем.
Делая вывод, мы можем сказать, что дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и, конечно же, развития речи.