Ольга Шишленко
Консультация «Роль игры в развитии нравственности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольника, формирование понятия о моральных нормах поведения необходимо начинать уже в раннем дошкольном возрасте. В этот период, под воздействием взрослых, дети приобретают основы поведения с близкими, сверстниками, у них формируются такие черты, как доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к природе и труду, любовь к Родине.
Публикация «Консультация „Роль игры в развитии нравственности дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наиболее эффективным способом влияния на развитие нравственной личности ребенка выступает игра. В воспитании детей применяются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. Игра, как ведущая деятельность, определяет разные стороны развития, как самой личности дошкольника, так и ее нравственной стороны. Посредством игры, ребенок легче усваивает моральные правила, учится уступать, бороться со своим эгоизмом и подчиняться общепринятым правилам. Кроме того, у него формируются основы инициативы и взаимопомощи. В игре заранее продуманы правила, регулирующие взаимоотношения детей, что способствует развитию их самоорганизации.
Воспитатель не вмешивается в игру, но контролирует соблюдение ее правил. Посредством правил в игре ребенок определяет правильность или неправильность своего поведения и поведения товарищей. В игре важен результат: выигрыш или проигрыш. Под воздействием желания выиграть любой ценой, у ребенка может возникнуть искушение нарушить правила. Его внутренняя борьба между честным выигрышем и нарушением правил, создает ситуацию нравственного выбора. Таким образом, правила игры служат препятствием его эгоистическим побуждениям и поддерживают формирование моральных принципов.
Правила игры можно придумать самим, а можно их сформулировать в виде пословиц и поговорок, что помимо воспитательных функций будет помогать обогащать представления дошкольников о содержании образных выражений. Например, уговор дороже денег, нет большего позора – не выполнить договора, кончил дело – гуляй смело, без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Посредством правильного педагогического руководства, дети положительно относятся к игровой задаче, у них воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, а правильная расстановка ролей в игре обеспечивает успех, помогает избежать ссоры, прививает навыки коллективного взаимодействия.
После определения внешних правил игры, необходимо переходить к внутренним мотивам. В раннем дошкольном возрасте в процессе игры требуется участие педагога. Воспитатель выясняет, умеют ли ребята играть вместе, какие сценарии игры предпочитают, долго ли продолжается игра, как распределяются роли. Дети старшего возраста сами активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают мнение о личностях играющих. Так, дети упрекают игрока, который задирается «Ваня, ты не умеешь играть. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают». В игре закрепление норм поведения идет в личностной и игровой форме.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый ее вид оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.