Перминова Елена Александровна
Роль игры в развитии младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Главный приоритет в развитии ребенка в дошкольном возрасте занимает игровая деятельность. В связи с этим можно сделать вывод – игра помогает ребенку вырасти и повзрослеть.
Есть несколько видов игр, которые мы сейчас опишем.
Сюжетно-ролевые игры создают ребята при руководстве взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения.
Игры -драматизации по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр-драматизаций являются выдуманные взрослыми сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники с желанием копируют их.
Строительная игра - это такое творчество детей, основным содержанием которого является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Она в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
В дошкольной педагогике особое развитие строительных игр представлено в программе Натальи Михайловны Крыловой, Название это программы «Детский сад- Дом радости». Главный соавтор этой программы Валентина Николаевна Тарасова, одна из опытных архитекторов России, которая смогла переложить шедевры строительства в детские головы.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактической игре содержатся все структурные части, характерные для игровой деятельности детей: задачи, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей младшего возраста.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры : «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В играх малышей игровые действия одинаковы для всех игроков. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия разнообразны. Например, в игре в «Парикмахерская» игровые действия клиентов иные, чем у продавцов, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок различны игровые действия.
Результат дидактической игры - показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (в средней и старшей группах) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность их становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старших группах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство
удовлетворения от решения поставленных задач.
Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино, с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки - все это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.
Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей жизни, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетания дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определенной программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
Таким образом, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических целей - познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении воспитательных процессов.