Папки-передвижки

Роль игры в развитии глухого ребёнка (из опыта работы)

Любовь Волокитина
Роль игры в развитии глухого ребёнка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Роль игры в развитии глухого ребёнка (из опыта работы).

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. В дошкольном возрасте важно активно обогащать те стороны развития, к которых каждый возраст наиболее восприимчив. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Важно насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий:рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного, влияющих на восприятие и мышление. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт необходимо направить в нужное русло, чтобы обучение было развивающим.

Публикация «Роль игры в развитии глухого ребёнка (из опыта работы)» размещена в разделах

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в группе создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие наших детей : естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. Свою работу по оформлению игровой комнаты я начала с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей. Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то я посчитала необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками. На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру. Поэтому, создавая сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», я учла эту особенность и предоставила возможность детям свободно использовать такие материалы как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. Познавательные игры «Чей малыш», «Где чей дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото: буквы и цифры», «Домино», пазлы и мн. др., вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Значительное место уделяю играм с правилами, которые в будущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в школе. Главный принцип отбора игр, по моему мнению, - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, я изготовила ряд развивающих игр, которые предлагаю детям. Это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.

В группе отведено место для театра, шкаф «ряжения». Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения. В больших конвертах с иллюстрациями сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросёнка» и др. находятся «литературные герои» и простейшие декорации. Дети с удовольствием инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.

Считая необходимым для развития познавательной активности такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, в группе есть комнатные растения, календарь, копилка природного материала.

В среднем и старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и активизироваться интерес к школе. Считаю, что его нужно поддерживать, для чего в группе была оформлена учебная зона, которая помогла нашим выпускникам адаптироваться к учебной среде класса.

Есть в группе «Уголок безопасности» : модель светофора, дороги, дорожные знаки, железная дорога, телефоны экстренных служб. Дети с удовольствием играют с этими предметами.

Таким образом, разнообразная предметно-развивающая среда способствует формированию и развитию познавательного интереса.

Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах. Поэтому провожу игры-задания «Круг, овал, квадрат» (из предметных картинок предлагаю выбрать те, которые по форме напоминают данные геометрические фигуры, организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» предлагаю определить форму товара и т. п.

По развитию речи использую дидактические игры, такие как «Угадай, что опишу», «Угадай игрушку по описанию», «Аукцион слов», «Эхо», «Логопедическое лото», «Ветерок» и мн. др.

Особое внимание я уделяю неверным ответам. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Для развития наблюдательности и внимания я провожу следующие упражнения:

«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит)

«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)

«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур, «Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

Я использую следующие виды творческих заданий:

"Совместный рисунок", "Шаги" (делая шаг, говорим слово по заданной теме, «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы, «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах, «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и мн. др.

При проведении игр обязательно использую положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи). Я убедились в том, что эмоциональная окрашенность информации помогает детям в ее восприятии. На мой взгляд, не менее важным является и эмоциональный отклик детей на получаемую информацию. Поэтому большое внимание в процессе работы уделяю формированию интеллектуальных эмоций

- удивления для порождения мотива;

- радости открытия, успеха, знакомства с новым;

- эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность).

Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.

В этом году мы набрали малышей. При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решаются задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задач и условий игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач. Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, прищепки, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитываю поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагаю на столах, на доступных росту детей полках в игровой зоне и в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формируются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Анализ проведенной работы показал, что использование игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорные эталоны. Работа в группе направлена не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсорной моторике и упражнений на развитие слухового восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в развитии глухого ребёнка (из опыта работы)
Опубликовано: 21 сентября 2021 в 16:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в развитии глухого ребёнка (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Волокитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД