Получи документы

Опыты и эксперименты по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Юлия Камаева
Опыты и эксперименты по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

по разделу

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Пояснительная записка

Каждый ребенок рождается исследователем окружающего мира. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. п.

Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Данное пособие поможет развить в детях наблюдательность, желание экспериментировать, познавать новое, закрепит знания детей о свойствах предметов, о том, как ухаживать за своим телом, что надо делать, чтобы быть здоровым.

Тема: «Почему нельзя есть снег?»

Цель: объяснить детям, что снег-это грязная талая вода и он опасен для здоровья не только потому, что холодный.

Нам потребуется: снег, вода из-под крана, два прозрачных стакана.

Ход.

В ходе предварительной беседы воспитатель спрашивает, какое сейчас время года, чем можно заниматься на улице, что можно делать со снегом. Рассказывает историю, как она однажды, увидела, что ребята не только играли со снегом, но и ели его, уверяя, что они закаленные и горло у них не заболит, и что снег чистый, поэтому им ничего не будет…Так ли это?

Выслушивает ответы детей и предлагает провести опыт, в ходе которого дети узнают, чистый ли снег на самом деле, как кажется.

С улицы заносится снег и помещается в один из стаканов, в другой – наливают воды из-под крана.

Воспитатель спрашивает у детей, во что превратится снег, когда растает и предлагает посмотреть.

Через время дети сравнивают воду в стакане из-под крана и растаявший снег. Обсуждают, делают выводы.

Тема: «Чихающий нос»

Цель: познакомить со способом защиты организма от вирусов и

бактерий (закрепить знания).

Нам потребуется: два плаката с изображением лица человека, носовой платок, маска, пульверизатор, вода.

Ход.

Воспитатель говорит о том, что все люди хотят быть здоровыми и многое делают для этого. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Но не всегда удается избежать болезней. И если уж человек заболел, то нужно лечится и позаботиться об окружающих людях. Что нужно делать, чтобы не заразить других?

Мы с вами, в саду, тоже многое делаем для того, чтобы вирусы и микробы не размножались в воздухе, ведь именно так они передаются от человека к человеку. Проветриваем комнату, носим чесночные бусы… Но есть один важный предмет, который всегда должен быть у человека, когда он болен, чтобы обезопасить окружающих. Это маска, или носовой платок.

Детям предлагается провести эксперимент, где в качестве больного человека представлен пульверизатор. На его примере видно, как во время чихания микробы вместе со слюной разбрызгиваются по воздуху и попадают на человека (ребенок нажимает на пульверизатор, который направлен на плакат). И брызги не попадают на плакат, если пульверизатор прикрывают платком, либо маской.

Дети делают выводы.

Тема: «Мойте руки с мылом»

Цель: объяснить детям, почему руки надо мыть тщательно с мылом. Познакомить со свойствами мыла.

Нам потребуется: грязные руки, мыло, вода, очищающая салфетка, или ватный диск,

смоченный в лосьоне.

Ход.

После прогулки, наблюдая за детьми, как те моют руки, воспитатель обращает внимание, что не все ребята тщательно намыливают руки, а некоторые вообще забывают взять мыло. Высказывает детям свое сомнение: может вообще не стоит тратить время на мыло, вода и без него справляется, грязь смывается. Выслушивает мнения ребят.

Предлагает эксперимент: выбираются самые грязные руки и одну руку моем с мылом, другую споласкиваем без него (как это часто делают ребята). Затем, берем два ватных диска, смоченных в перекиси водорода и протираем ладошки. Диск после руки, вымытой без мыла, становится серым, проявилась грязь, которая не видна была на ладони.

Дети делают выводы. Воспитатель дополняет ответы детей, рассказывает о свойствах мыла (при намыливании растворимая часть мыла смешивается с грязью на коже, нерастворимая, в виде мыльной пены, уносит с поверхности кожи пылевые частицы и микробы).

Тема: «Почему нужно дышать через нос»

Цель: закрепить знания детей о пользе правильного дыхания.

Нам потребуется: прозрачный стакан, марля, или бинт, лупа, мелко нарезанные разноцветные нитки.

Ход.

После беседы об органах дыхания, воспитатель спрашивает детей, почему нужно дышать через нос.

Дополняет ответы детей: воздух не только прогревается, когда попадает в нос, но и очищается благодаря ворсинкам. Предлагает проверить и просит одного из ребят стать испытуемым. Изъявивший желание ребенок (их может быть несколько, садится на стульчик, а ребята под лупой рассматривают строение его носа и замечают ворсинки.

Воспитатель отмечает, что эти ворсинки задерживают на себе пыль, мелкий мусор и в легкие уже попадает чистый воздух. Нос работает как фильтр.

Предлагает эксперимент: берется чистый стакан – это легкие, накрывается бинтом (который дети рассматривают и замечают ворсинки, переплетенные между собой) – это нос-фильтр. Затем один из ребят берет мелко нарезанные цветные нити – это пылинки в воздухе и сыплет на стакан. Дети замечают, что все «пылинки» остаются на фильтре и в стакан не попадают. Так же и работает нос.

Ребята делают выводы.

Тема: «Зачем человеку брови и ресницы»

Цель: познакомить со строением лица, объяснить, для чего нужны брови и ресницы.

Нам потребуется: макет лица с накладными бровями и ресницами, пипетка, вода.

Ход.

В ходе беседы воспитатель знакомить детей со строением лица. Спрашивает, для чего нужны глаза, нос, рот, уши. И просит ребят высказать свое мнение, зачем необходимы брови и ресницы.

Называет правильный ответ (брови и ресницы защищают глаза от пыли и капелек пота) и предлагает проверить, так ли это.

Выставляется макет лица без бровей и ресниц. Дети над одним глазом прикрепляют брови, набирают в пипетку пару капель воды, прикладывают ко лбу (поочередно над каждым глазом) и нажимают на нее. Результат: глаз, над которым есть брови, остается сухим и невредимым.

Ребята делают выводы.

Тема: «О пользе разнообразного питания»

Цель: дать представление о правильном питании, о необходимости есть разную пищу.

Нам потребуется: яблоко, картофель, хлеб, любые другие фрукты, или овощи

крахмальный клейстер, йод, пипетка.

Ход.

Воспитатель проводит беседу о пользе продуктов питания, что в каждом продукте находятся полезные вещества, которые необходимы нашему организму. Приводит примеры. Эти вещества не видны глазу, но благодаря опытам, мы можем доказать их наличие и предлагает провести эксперименты

1 опыт. Разрезаем яблоко и остальные продукты, оставляем на воздухе. Наблюдаем, яблоко начинает темнеть, значит в нем есть железо, которое необходимо для насыщения организма кислородом, помогает образованию тканей и подаче в них питательных веществ.

2 опыт. Измельчаем яблочные семечки, другие продукты и добавляем к ним крахмальный клейстер.

Раствор с семечками начинает темнеть – это свидетельствует о наличии в семечках йода, который необходим для роста, поддержания сил и иммунитета.

3 опыт. Разрезаем картофель, другие продукты и капаем на них йод. Картофель окрашивается в синий цвет – это свидетельствует о наличии в нем крахмала, который в желудке человека превращается в глюкозу, а она необходима для восполнения энергии.

Ребята делают выводы

Тема: «Наши вторые «глаза»

Цель: дать представление о нервной системе, о пользе пальчиковой гимнастики и массажа рук с помощью различных поверхностей.

Нам потребуется: толстые варежки, повязка на глаза, фрукты и овощи: апельсин, яблоко, киви, картофель, - схожие по размеру; поверхности, разные

по гладкости.

Ход.

Воспитатель проводит предварительную беседу о нервной системе человека, о том, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний, при помощи которых мозг получает информацию об окружающем мире, что наши руки – это наши «вторые глаза».

Предлагает провести эксперимент. На столе раскладываются фрукты, кусок линолеума и ковра. Ребенку завязывают глаза и на ощупь предлагается угадать, что за предмет у него в руках.

Дети делают вывод, что, держа в руках предмет, можно угадать, что это по ощущениям, будто мы его видим.

Далее воспитатель предлагает опять угадать предметы на ощупь, но уже в толстых варежках. Возможно, ли будет угадать по форме, что находится в руках?

Ребята делают вывод, что не ощущая предмет руками, сложно угадать, что это.

Воспитатель дополняет ответы детей и говорит о том, что тренируя пальцы с помощью гимнастики, массажа можно стать умнее, научиться получать нужные знания. И предлагает провести массаж пальцев с помощью различных поверхностей и предметов.

Тема: «Фрукты и овощи зимой»

Цель: познакомить детей со способами хранения продуктов, почему фрукты нужно мыть горячей водой и счищать кожуру.

Нам потребуется: яблоко, бананы, апельсин, горячая вода, чашка, два контейнера.

Ход.

Воспитатель напоминает ребятам, что для здоровья необходимо правильно питаться, спрашивает, что значит «полезная еда», говорит о том, чтобы сохранить продукты полезными, их нужно правильно хранить, для каждого продукта есть свое место для хранения и некоторые из них не стоит держать вместе, например, бананы. В них содержится вещество (этилен, которое способствует быстрому созреванию и если рядом положить другой фрукт, то он быстро испортится. Предлагает провести эксперимент.

1 опыт. В один контейнер помещается апельсин, в другой – апельсин и бананы. Оба контейнера плотно закрывают т оставляют на три –четыре дня. После, ребята сравнивают апельсины (апельсин с бананами стал портиться)

Делают выводы.

***

Воспитатель говорит, что фрукты и овощи мы едим круглый год, хотя созревают они только летом и осенью. Как же людям удается их сохранить столь длительное время? Ответы детей.

Педагог рассказывает о том, что фрукты и овощи обрабатывают воском, чтобы они не портились долгое время, поэтому, зимой перед тем, как съесть фрукт, его необходимо помыть горячей водой и желательно очистить кожуру. Предлагает провести эксперимент.

2 опыт. Яблоко помещают в чашку и заливают горячей водой. На поверхности воды образуется жирная пленка.

Ребята делают выводы.

Тема: «Как правильно чистить зубы»

Цель: закрепить знания детей о гигиене полости рта.

Нам потребуется: мелкий гребешок, зубная щетка, шерсть.

Ход.

Воспитатель читает стихотворение М. Генина «Симпатичный акуленок». Спрашивает, чистят ли зубы дети, зачем это надо делать и как. Уточняет ответы детей, объясняет, что от правильности чистки зубов зависит их состояние, что чистить зубы надо тщательно, ведя щетку по направлению сверху вниз, а не справа налево.

Предлагает провести эксперимент.

Ребята рассматривают гребешок для волос и сравнивают его с зубами. Между зубчиками расчески есть расстояние, как и между зубами. Туда попадает пища, которая становится причиной кариеса, если неправильно чистить зубы.

Воспитатель предлагает детям расчесать шерстяной платок (и тд). После дети замечают между зубчиками остатки ворса, педагог предлагает почистить гребешок при помощи зубной щетки сначала по направлению справа-налево. Часть ворса все еще осталась на гребешке. Затем ребята чистят щеткой по направлению сверху-вниз, ворс легко счищается.

Дети с помощью педагога делают выводы.

Публикации по теме:

Методическое пособие «Весёлый паровозик» по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возрастаМетодическое пособие «Весёлый паровозик» по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста «Дидактические игры в формировании представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста». Актуальность: Сегодня сохранение и укрепление.

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампанииФормирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыты и эксперименты по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Опубликовано: 15 января 2025 в 21:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыты и эксперименты по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Камаева (УИ 160015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД