Папки-передвижки

Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Елена Курунтяева
Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

(из опыта работы)

Выполнила: воспитатель высшей кв. категории Курунтяева Е. В.

ДО «Улыбка», ГБОУ СОШ им. М. Н. Заводского м. р. Елховский Самарской обл.

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Публикация «Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что:

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В игре формируются все стороны ребёнка, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Все эти года работая над темой «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» я использовала и использую множество игр. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на творческие или сюжетно - ролевые игры, дидактические и подвижные. Многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умение считать и т. д., а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Все виды игр я использую не только на ООД, но и на прогулках, в режимных моментах, так же все досуги и развлечения не обходятся без игр.

Рассмотрим использование игр в работе по программе ОБЖ. Эта программа разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Основными направлениями программы являются разделы:

1. Ребёнок и другие люди.

2. Ребёнок и природа.

3. Ребёнок дома.

4. Здоровье ребёнка.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

6. Ребёнок на улицах города.

«Игры с правилами»- сюда входят словесные дидактические игры :

- «Телефон»- знакомство с номерами телефонов службы спасения;

- «Исправь ошибку»- знание детей о правилах пожарной безопасности;

-«Горит- не горит»- классификация предметов по при знакам возгорания;

- «Кому что нужно?»- представлении е детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др. ;

- «Запрещается- разрешается»- закрепление знаний об основных требованиях безопасности и т. д.

- «Цветные автомобили»- ознакомление с основными цветами, знакомство с транспортом, обогащение словаря;

- «С чем можно играть»- развивать внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы;

- «Магазин»- уточнить знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, учить описывать предмет, узнавать его по описанию.

«Настольно - печатные игры»

- «Пожарные» - игра на упражнение в счёте, развитии речи, внимание, формирование интереса к профессии пожарных;

- «Потуши пожар» - закрепление знаний детей о правильности тушения пожара;

- «Огонь - друг, огонь - враг»- закрепление знаний о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности- огонь при носит вред»;

- «Собери картинку»- дети упражняются в составлении целого из частей, расширяются знания о профессии полицейский и пожарный;

- «Дорожные знаки»- знание детей знаков и их применение;

- «Час пик» - в этой игре у детей развивается ориентир, умение развести горожан по нужным остановкам.

Использую также «Литературно- дидактические игры»

- «Угадай- ка»- цель игры состоит в том, чтобы дети смогли по иллюстрациям уметь назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы, закреплять правила дорожного движения и пожарной безопасности.

- «Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных»- в этой игре воспитывается интерес к книге, закрепляются знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам.

Играем в «Подвижные игры»

- «Спички в коробке»- развивается умение детей бегать парами с увёртыванием;

- «Огонь и вода»- игра на внимание, необходимо сформировать у детей понятия о том, что огонь нужно быстро тушить водой»;

- «Перекрёсток»- игра на закрепление знании детей опасных и безопасных мест на улицах и другие игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это «Творческие или сюжетно- ролевые игры».

Самая любимая в группе детьми сюжетно- ролевая игра – это «Семья».

В игре дети используют свои знания и умения, приобретённые в своей семье, дома. Они стараются своими действиями подражать взрослым. В этой игре дети узнают не только как готовить обет, стирать, но и так же, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта (спички, газовые плиты, электрические розетки и т. д., нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию. Чтобы дети научились всем этим правилам, я провожу ООД по разделам «Ребёнок дома», «Ребёнок и другие люди». Сюжетно- ролевую игру «Семья» можно объединить с играми «Магазин», «Парикмахерская». Играя, дети опять же учатся правилам поведения в общественных местах, культурному общению со взрослыми, узнают многое о профессиях- продавец, парикмахер.

Следующие сюжетно- ролевые игры, в которые играют мои воспитанники «Поликлиника», «Доктор»- эти игры я использую при знакомстве детей с разделом «Здоровье ребёнка». Играя в эти игры, дети строят такие сюжеты как: на приёме у врача в медицинском кабинете; кукла Катя заболела; осмотр у врача; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке и т. д. Проводя НОД на темы о здоровье ребёнка, я знакомлю детей со строением тела человека, его организмом. Благодаря этим знакомствам, беседам, ребёнок легко может играть в эти игры. Например, мама с дочкой пришла на приём к врачу в поликлинику. Дочка заболела. В роли врача - я, или сами дети советуют маме соблюдать режим, заниматься утренней гимнастикой, спортом, делать разные виды закаливания: воздушные, солнечные ванны, массаж, пить витамины, если всё же это не поможет, маме советуют вызвать «Скорую помощь» по телефону «03», т. е. дети уже знают и используют свои знания в в сюжетно- ролевых играх.

Раздел «Ребёнок на улицах города». В беседах, в ООД я обучаю детей правилам поведения на улице, в транспорте, правилам дорожного движения, знакомлю с видами транспорта, почему нельзя играть на дорогах, выходить на улицу без взрослых. Можно организовать сюжетно- ролевую игру «Автобус» ( возможные варианты: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «катаемся по городу», и т. д.) вместе с детьми мы строим из стульев или крупного строительного материала автобус или другой вид транспорта (троллейбус, трамвай, машину) и обыгрываем различные ситуации, распределяя роли: Водитель ведёт автобус, объявляет остановки; кондуктор проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами, вежливо обращаются друг к другу («Вы, выходите на следующей остановке», «Разрешите пройти», уступают место маленьким детям и пожилым людям.

С детьми также можно обыграть ситуацию «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», т. е. можно разыграть любые различные жизненные ситуации, специально подобранные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.

Таким образом все проблемы по ОБЖ, которые мы с детьми обсуждаем в течении всего дня, дети стараются воспроизводить в своих играх. Моя задача и любого воспитателя – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Игры необходимы для здоровья ребёнка, они делают жизнь содержательней полной, создают уверенность в своих силах.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гейль О. Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 26-28.

2. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.

3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.

Автор: Морозова Наталия Ильинична

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности»Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности» 2 слайд[i] Целью: моей работы является формирование и систематизация детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2020 в 17:30
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Курунтяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД