Ольга Серебренникова
Роль игры и игрушки в развитии ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
С утверждение о том, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, знакомы и согласны многие педагоги. Но понимают они это по-разному. Часто так, что игра должна преобладать в жизни ребёнка и обучать мы его должны через игру. И ФГОС нам говорит о соблюдении психолого-педагогических условий «поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (3.2.1.5) Также в условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей сказано про «поддержку спонтанной игры детёй, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (3.2.5)
Игра в жизни дошкольника может быть разной. Большинство педагогов мастерски владеют игрой как средством обучения и воспитания ребёнка. В этом случае игра решает множество образовательных задач. Но вот игра как деятельность это совсем другое. Это самодеятельная, спонтанная и свободная игра по замыслу ребёнка. Часто не понятная со стороны, так как часть её разворачивается в воображении в понарошку. С пониманием значимости, развитием и поддержкой у нас педагогов не так всё гладко. Часто педагоги не понимают уровень развития игровой деятельности. Им кажется, что дети играют. Может быть, они действительно играют, но роль предмета в их игре преобладающая.
Какой же должна быть игровая среда детей, чтобы игровая деятельность развивалась? Какие именно игрушки попадут в эту среду? Как ребёнок будет с ними действовать? Что они будут формировать и развивать в ребёнке?
Очень популярны сейчас интерактивные игрушки. Такие как говорящие азбуки, куклы способные плакать, игры в телефоне. Они лишают ребёнка возможности самому озадачить себя. Такие устройства ставят перед ребёнком всё новые и новые задачи. Накормил кота, теперь он зевает, значит, его нужно уложить спать. Плачет кукла, её нужно покачать. Ребёнок попадает в ситуацию постоянного реагирования. Его игра становится реактивной, а не активной. Он учится реагировать на просьбы и чужие желания. «Так это хорошо!», - возможно скажите вы. Послушный и исполнительный ребёнок мечта каждого родителя и воспитателя. Но когда дело будет касаться алкоголя и асоциального поведения в подростковом возрасте, когда авторитетными для ребёнка будете не вы, тогда ситуация повернётся против вас.
Когда комната ребёнка наполнена до склада многочисленными игрушками, а он просит ещё и ещё. И вроде как играет, но при особом наблюдении мы понимаем, что не играет, а изучает особенности предмета. И чем больше таких игрушек, тем сильнее на ребёнка воздействие вещи. Мы, взрослые, как бы снова и снова сталкиваем его на тот этап психического развития, когда он изучал окружающие его предметы в раннем детстве. Мы препятствуем развитию его психики. Именно это является самым важным при определении готовности ребёнка к обучению. Важно, чтобы уже сейчас родители поняли, что не умение ребёнка считать и читать делают его успешным в школе.
Для развивающей игры детей нужны простые игрушки в небольшом количестве и огромное количество неструктурированного материала, чтобы ребёнок имел возможность изменять окружение по собственному замыслу. Чтобы его мысль была главной, а не игрушка. Играя с какбудтошними конфетками и фруктами, а не реалистичными пластиковыми, которыми заполонены наши детские, ребёнок учится обозначать предметы по замыслу и развивается знаковая функция сознания. Без которой, мыслить над цифрами и буквами очень сложно. Ведь это только знаки, но что-то обозначающие.
Взаимодействуя с другими детьми в игре, ребёнок берёт на себя разные роли и подчиняет свое поведение замыслу. Формируется произвольность поведения, без которой школьные требования высиживать урок могут оказаться невыносимым испытанием.
Когда дети играют вместе, их желания сталкиваются. Скучно играть по чужому замыслу хочется реализовать свой. И здесь осуществляется невероятный тренинг межличностного взаимодействия. Дети учатся пояснять свою идею, отстаивать свою точку зрения и слушать другую, учатся слышать и уступать.
А многообразие непредсказуемых спонтанных сюжетов учит действовать в ситуации неопределённости. Быстро искать решение и подбирать средства.
При этом действия ребёнка, для развития игровой деятельности, должны становиться все более и более понарошечными и какбудтошними. Всё более и более переходя во внутренний план. «Всё мы уже как будто поели», - говорит ребёнок. Потому что главным для него становится сюжет, который разворачивается в сознании, а не предмет, который существует в реальности. Так игра становится игрой в воображении. И у ребёнка развивается способность осуществлять действия в уме, невероятно нужные при обучении в школе.
Кажущиеся нам взрослым, глупости и нелепости игры ребенка, становятся самыми важными в его развитии. А мы часто не оставляем ребёнку времени на такую игру, заполняя его день важными с нашей точки зрения делами. Неправильным будет полностью исключить из жизни ребёнка телефон с видео и играми, тут решающим является то содержание, которое попадает в сознание ребёнка и сколько времени в день ребёнок этим поглощён. Мультики и программные игры бывают очень познавательными. Но нужно понимать то, что они не развивают воображение и нарушают физическое развитие ребёнка.
Дидактические игры, обучающие детей счёту и расширяющие их представления о мире, тоже очень нужны, но они не должны преобладать в жизни ребёнка.
Нам взрослым нужно быть внимательнее к игровой среде ребёнка, чтобы давать детям не просто игру, но игру развивающую его психические качества и способности. Находить время на такую игру и позволять детям играть с неигрушками (заместителями). Тогда ребёнок будет расти творцом своего мира. И будет способен в будущем не ждать дальнейших указаний к действию, а действовать активно и инициативно.
Именно спонтанной игрой мы обеспечиваем формирование у дошкольника таких качеств как инициативность, активность, познавательность, являющихся приоритетными согласно ФГОС над знаниями, умениями и навыками. Сами по себе ЗУНы оказываются недостаточными для дальнейшего развития ребёнка, если у него нет активной позиции, мотивации и осознанности.