Денисенко Сергей Владимирович
Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОО
В настоящее время в связи с разработкой и внедрением новых документов (Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога и др.) ведется активный поиск путей, методик и технологий совершенствования образовательного процесса. Эффективное решение задач развития дошкольника, осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования, невозможно без анализа и изучения возможностей использования классических и нетрадиционных образовательных технологий. Как отмечено в Законе об образовании РФ, дошкольное образование, становясь первой ступенью
Публикация «Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
общего образования, реализует образовательную программу с использованием различных образовательных технологий.
В Профстандарте педагога говорится о том, что одной из главных
задач подготовки современного педагога является умение пользоваться
совремнными педагогическими технологиями. Слово «технология»
обозначает: искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон.
Дословно «технология» - это наука о мастерстве. По мнению В. П.
Беспалько, под педагогической технологией понимается «техника
реализации учебного процесса». В работе В. М. Монахова, под
педагогической технологией понимаются комфортные условия для
участников образовательного процесса.
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволил
выделить обязательные признаки «педагогической технологии» : чёткость
и определённость в достижении результата и наличие критериев для его
достижения; алгоритм, предлагаемых действий, который приводит к
достижению результата; указания на условия и границы реализуемости
задачи. Содержательные компоненты педагогической технологии
определяют: методы обучения, активность познавательной деятельности
детей дошкольного возраста, личный опыт, способы интерпретации
содержания учебного задания, процедуры контроля выполнения этапов
учебной деятельности и критерии оценки учебного результата.
Можно сказать, что понятие «педагогическая технология»
наукоемкое, обозначающее суть и последовательность действий, которые
ведут к формированию учебного результата, а методика обучения
характеризует внешнее оформление этих учебных действий.
Одним из видов педагогических технологий является игровая
технология. Чтобы разобраться в специфике игровой технологии, надо
первоначально рассмотреть понятие «игра». Игра – это пространство
«внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных
установок (Л. С. Выготский). Н. Е. Веракса, выделяя роль игры, отмечает
ее своеобразие, которое заключается в возникновении особого отношения
между детьми дошкольного возраста и ситуацией, которая характеризует
двойственность детских переживаний. Так, например, играя «в больницу»,
ребенок может одновременно плакать как пациент и радоваться как
играющий. Используя игрушки, ребенок дошкольного возраста обращается
с ними и в логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые
они замещают: стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и
как автомобиль одновременно. Таким образом, игра выступает как
своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка дошкольного возраста:
то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого,
оказывается достижимым в игровой деятельности. Игра оказывает
влияние на формирование детского коллектива (И. А. Зимняя). Роль игры
определяется тем, что ребенок учится самостоятельно создавать те или
иные формы общения.
Действенным средством в процессе взаимодействия детей
дошкольного возраста со сверстниками является использование игровых
технологий. Игровые технологии – это тщательно отобранный игровой
материал, который выстраивается в систему игр и совокупность игровых
приемов для получения конечного результата.
Основными методами игровых технологий являются метод
творческого решения проблем в детском коллективе, частично-поисковый
и исследовательский методы обучения.
Игровая технология, по мнению Бережновой Л. Р., дает возможность
ребенку дошкольного возраста в значительной степени усилить
воспитательный процесс и корректировать взаимоотношения детей, в
первую очередь – коммуникативные проблемы. Игра создает прекрасные
условия для активного межличностного воздействия, так как играть – это
значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода
полигон для общественного и творческого самовыражения.
Предполагается, что, если профессионально и грамотно
осуществлять внедрение игровых технологий для развития взаимодействия
ребенка дошкольного возраста со сверстниками, это поможет расширить
такие положительные качества как гуманность, толерантность, готовность
к оказанию помощи и поддержки сверстнику.
Активность ребенка дошкольного возраста может проявляться в
различных видах деятельности и в первую очередь в игровой, однако, на
наш взгляд, косвенная помощь педагога необходима. Для этого
организуются игровые обучающие ситуации, система разнообразных игр.
Широкая палитра детских чувств, переживаний, страхов регулируется с
помощью комплекса педагогического инструментария, что, в свою
очередь, позволяет развивать взаимодействия детей дошкольного возраста
со сверстниками. Существует несколько подходов в определении понятия
игровых технологий. В нашем понимании, игровые технологии – это
совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций,
способствующих проектированию и осуществлению определенной задачи
развития ребенка дошкольного возраста. В частности, возможно решение
задач развития познавательной активности, познавательного интереса,
развития познавательных психических процессов с помощью игровых
технологий, а также ряд задач социально-коммуникативного развития,
одной из которых является развитие способности к взаимодействию у
детей дошкольного возраста.