Наталья Красюкова
Роль игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов деятельности. Она позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности.
Игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно через игру, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, в ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Темочки:
Только игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества.
Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию детей, игра стимулирует двигательную активность ребенка. Также она обладает психотерапевтическим эффектом, ведь именно через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно выплеснуть накопившиеся негативные переживания.
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики, ее образцы передавались маленьким детям из поколения в поколение.
Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первичные знания об окружающей жизни, у него начинается формирование определенного отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Учет возрастных особенностей является одним из основных принципов, которые учитываются при составлении и проведении игровых программ для дошкольников, ведь в воспитании детей все процессы должны быть своевременными и последовательными. Только при таком условии ребенку можно привить нравственные качества.
Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в общественной, трудовой и личной жизни. Известно, что дети, которые не имели в дошкольный период достаточно возможности реализации в игровой деятельности, во взрослой жизни имеют инфантильные представления о жизни. Такие люди легкомысленны и безответственны.
Умение играть не является врожденным. Как возникает ролевая игра? Надо ли нам учить играть ребенка или этот процесс происходит сам по себе?
С раннего детства мамы и бабушки, а позже и воспитатели играют с детьми в так называемые игры-манипуляции (или игры — забавы, это всем известные пальчиковые игры, игры-потешки: «ладушки—ладушки», «идет коза рогатая», «сорока-сорока». Они держат малыша за ручки, загибает ему пальчики, машут его ручками – ребенок, таким образом, принимает участие в игре, пока еще пассивное. Затем мама, бабушка и воспитатели проговаривают знакомые слова – ребенок уже сам выполняет действия. Сюжетно-ролевая игра возникает позже. Кроме того, ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, учителя, шофера, повара, а роли телевизионных героев (человек паук, черепашка ниндзя и др.). Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники не видят и не понимают трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, не имеют хороших образцов для подражания личных отношений между взрослыми людьми, чрезмерно много времени проводят у телевизора и мало общаются со сверстниками. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игр.
Современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у ребенка не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки.
Нам необходимо помочь детям научиться играть. Для начала, поощряем все проявления его инициативы и фантазии, периодически проводим театрализованные представления, читаем сказки, предлагаем ребенку несложные сюжеты игр.
Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включаться в действия вместе с взрослыми или как взрослые. Это и есть главный мотив сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого).
Важнее, чтобы ребенок получил все то, что необходимо для воспроизведения сюжетов при игре в магазин, почту, больницу, дом, гараж, парикмахерскую. Это разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Детям также необходимы мягкие игрушки и куклы.
Управлять детской игрой, особенно сюжетно-ролевой, не так просто. В педагогической практике немало случаев, когда включение взрослого в какую-либо игру приводило к ее разрушению, т. е. дети прекращали играть.
Вместе с тем психологи позитивно оценивают роль педагога в руководстве игровой деятельности, если дети сами, по собственному желанию, приглашают его играть, и игра при этом не затихает, а, напротив, обогащается и развивается. Такое доверие к взрослому наблюдается в тех случаях, когда педагоги знают и соблюдают основные правила управления детской игрой.
Напоминаю эти правила:
Обогащайте ребенка яркими впечатлениями, расширяйте его знания об окружающем, знакомьте с различными профессиями: продавца, врача, кассира, водителя, строителя и т. д.
Создавайте условия для детских игр не только в виде определенных тематических зон для сюжетно-ролевых игр, но и предоставляйте детям возможность укрыться, уединиться, на время спрятаться за ширму, в домик, «гнездышко», за плотную драпировку из ткани и т. д.
Читайте детям книги с захватывающим приключенческим содержанием, периодически организуйте обыгрывание понравившихся сюжетов.
Предусматривайте для игр детей различные дополнительные материалы: шнуры, шишки, дощечки, коробочки, баночки, – которые могут быть использованы как предметы-заместители в соответствии с замыслом ребенка.
Наблюдайте за складывающимися в играх взаимоотношениями детей. При необходимости организуйте обсуждение прошедших игр, фиксируя внимание воспитанников на положительных поступках детей, исполняющих различные роли. Нежелательные формы поведения ребенка требуют особой деликатности и заботы педагога, исключают формы его публичной обработки в коллективе сверстников.
Учите детей играть – это важнейшая задача педагога.
Список литературы:
Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5—7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5. — С. 83.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности// Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70—74
Ткаченко И. В. Богачкина Н. А. Играю – значит, интересно живу: - М. : Дрофа, 2008. - 302, [2] с. : ил, – (Дошкольник. Давайте поиграем)
Николаева Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников/Николаева Е. А. – Текст: непосредственный//Образование и воспитание. -2016.-№2(7).-С. 25-29.