Аксёнова Ирина Александровна
Роль и организация среды в познавательно-речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и организация среды в познавательно-речевом развитии детей
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка.
Одним из необходимых условий развития детей является создание развивающего пространства, как дома, так и в дошкольном учреждении.
Публикация «Роль и организация среды в познавательно-речевом развитии детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Организуя предметную среду в группах, в кабинетах специалистов, в раздевалках и в др. помещениях, педагоги должны учитывать закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные возможности, уровень общего и речевого развития.
Правильно организованная развивающая среда поможет каждому малышу
в познании окружающего мира, позволит найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая цель, вместе с тем важно учитывать особенности группы: возраст, уровень психического и речевого развития, интересы, способности и половой состав.
Роль развивающей среды в познавательно-речевом развитии возрастает, если речь идёт о развитии детей с нарушениями слуха. Это группа детей не способна к самостоятельному овладению речью и знаниями об окружающей действительности, поэтому для них развивающая среда – это второй педагог, и она должна нести максимум полезной и нужной, на данном возрастном этапе, информации, должна служить цели всестороннего развития и формирования его речевых способностей ребёнка.
Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
-2-
Существует ряд принципов построения развивающей среды, главный из которых учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» т. е. на завтрашние возможности детей, потому как, «то, что не требует усилий, «не работает» на развитие». Не нужно задерживать дальнейшее развитие детей, но и не следует ставить перед детьми непосильные задачи. Это гасит
желание ребёнка даже попробовать их разрешить, и сдерживает развитие познавательного интереса. Уровень развития детей в группе разный, поэтому и предметная среда должна быть насыщена с расчётом на разные уровни развития ребёнка : низкий, средний и высокий.
Обстановка в младших группах должна быть прежде всего комфортной и безопасной. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять мебель в группе и менять местоположение развивающих уголков. Мебель должна соответствовать возрасту детей, и меняться со временем. У младших дошкольников с нарушениями слуха часто нарушена координация движений, нет ловкости и быстроты реакции, поэтому пути передвижения должны быть достаточно широкими и безопасными. Для стимулирования и развития движений желательно поставить в группе горку; оборудование для подлезания, перелезания, пролезания ; крупные надувные мячи и коляски для стимулирования и развития ходьбы, велосипеды и др.
В младшем возрасте закладывается база для развития интеллекта - сенсорные способности ребёнка. Поэтому предметная среда младшей группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов. Предметы желательно подбирать чистых тонов, чёткой и несложной формы, разных размеров и разнообразных материалов. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок, разрезные картинки, пирамидки и др. Так как развитие речи связано с развитием мелкой моторики, следует обогатить среду, с этой целью, необходимыми играми.
-3-
(мозаики, игрушки-вкладыши, шнуровки, пирамидки) тд. Для развития слуха желательно приобрести звучащие игрушки. Все предметы должны быть эстетичными и привлекать внешне, но главное - должны быть доступны и открыты для детей. Ребёнок ведёт себя по принципу «вижу-действую», поэтому на стеллажах, полках, шкафах должно быть открыто, представлено всё, что составляет актуальный и ближайший уровень развития.
Говоря об игрушках, важно помнить, что ребёнок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, эталон, с которым будет сравнивать всё, увиденное позже. Поэтому игрушки и их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближёнными к ним по внешнему облику. Например: игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальных. Игрушки необходимо подбирать с учётом полового признака, в зависимости от количества девочек и мальчиков, желательно, чтобы кукол и машин хватало всем. Куклы должны быть разного размера и разного пола.
В младших группах необходимо иметь конструктивные и строительные наборы
(напольные и настольные). Необходимо иметь игровой материал для обыгрывании
построек.
Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников- в этом возрасте только начинает развиваться. Игрушки должны быть функциональными. Автомобиль должен иметь кузов, кабину, колёса, чтобы его можно было катать. Количество кукол и машин должно соответствовать количеству девочек и мальчиков в группе. Детей учат действиям с игрушками, проводят обучающие игры: укачивание, кормление куклы, катание её в коляске, катание мишки на машине и др. Действия с игрушками должны сопровождаться характерным речевым материалом – звукопо-дражанием, лепетом (би-би, ту-ту, а___а__, уа, ам и др.) Игрушки должны быть крупными и привлекательными, вносить игрушки в группу нужно постепенно, знакомя с их названием и способами игры. В игровом уголке размещается информационное речевое полотно с название игрушек в группе
-4-
Уже в младшей группе создаётся центр экспериментирования «Мы познаём мир»- место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения опытов:
«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с песком, «Полёты в небе» (шарики, перышки, листики, «Мыльные пузыри», «Чиним куклу» (строение человека, «Лёгкий – тяжёлый» и др. Необходимо оснастить уголок речевым материалом.
Уголок «Маленькие художники» наполняют восковыми мелками, цветными мелками, карандашами, гуашью, пластилином, цветной и белой бумагой, кистями, поролоном, клейстером, салфетками, клеёнками, досками. В уголок помещают информационное речевое полотно с названиями необходимого для деятельности материала.
Маленький ребёнок познаёт не только мир и предметы, но и людей. Хорошо организовать уголок «Моя семья», где поместить фотографии родителей, бабушек, дедушек, сделать подписи. Детям будет приятно постоянное присутствие близких в группе, это так же может стимулировать речь детей.
Спальня, раздевалка, туалетная комната так же должны служить общему и речевому развитию детей. Эти помещения оснащаются информационными полотнами, алгоритмами, которые подскажут детям последовательность действий, познакомят с названиями окружающих предметов в данном помещении, помогут в построении необходимых коротких фраз.
Средняя группа.
Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды связано с особенностями развития детей этого возраста, что выражается в разном темпе их развития. Поэтому среда должна сохранить черты младшей группы и приобрести черты средней. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. С этой целью можно оборудовать «Дорожку движения», где с помощью фотографий, символов указываются двигательные задания (пройти по канату, присесть, встать, пролезть под дугой, похлопать, попрыгать, сделать наклоны и
-5-
тд. Это учит детей работать по заданию, развивает внимание, движения, координацию, инициативность и самостоятельность детей. Нужно помнить, что на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много сидят, необходимо проводить физминутку, которую можно организовать с помощью интересных игровых заданий : поймай комара, дотянись до шарика, колокольчика. На стене можно нарисовать ладошки на разной высоте, с тем чтобы дети потянулись, подпрыгнули, подвигались и отдохнули.
Сюжетно-ролевая игра, как ни какая другая, служит формированию коммуникативных навыков. В соответствии с программой оборудуют зоны для развёртывания игр в «Дочки-матери», «Парикмахерская» и др. Зоны обязательно должны быть оснащены речевым материалом, доступным пониманию и использованию. Речевой материал должен быть написан крупным шрифтом, и находиться в поле зрения ребёнка. Хорошо, если это позволяет предмет, размещать прямо на нём табличку с его названием (расчёска, градусник, чайник, утюг, если на предмете невозможно разместить название, например на ножницах, то можно сделать коробочку для них, и подписать коробочку. Это будет вырабатывать привычку убирать предмет на место и постепенно запомниться и слово. Можно сделать и информационные полотна к каждой ролевой игре и разместить его в игровой зоне. Не рекомендуется вносить в группу сразу все сюжетно-ролевые игры. Их вносят по одной, показывают как играть, что использовать в игре, как закончить игру, куда и как сложить атрибуты. Затем наблюдают, поняли ли дети сюжет, подражают ли они показу воспитателя, проявляют ли инициативу, используют ли необходимые предметы, как заканчивают игру. Если сюжет игры воспроизводится с увлечением, и верно, то пусть дети насладятся знакомым сюжетом. Когда интерес к игре начнёт пропадать, игра станет непродолжительной и монотонной, можно переходить к оформлению зоны для новой игры, сохранив при этом предыдущую.
Развитию сюжетно - ролевой игры служит книжный уголок, в котором представлены детские адаптированные тексты сказок по программе, различные виды театра (плоскостной, кукольный, стержневой, костюмы, маски, атрибуты для
-5-
драматизации сказок. Взрослые показывают сказку с помощью театра, мультфильма, диафильма; читают сказку, а затем предлагают поиграть так же детям. Взрослые помогают подобрать костюмы, маски, атрибуты, дают речевой материал. Можно сделать нагрудные таблички или прикрепить табличку к маске, сделать информационное полотно с героями сказки, или разместить речевой материал на наборном полотне (фланелеграфе) в соответствии с речевыми возможностями детей. Возвращаясь к этой же сказке спустя время, речевой материал обогащается и расширяется.
Книжный уголок должен служить развитию любознательности, поэтому необходимо вносить в него познавательную информацию : иллюстрации о жизни животных, о временах года, о труде взрослых, об игре детей и др. Эту информацию необходимо вносить с целью закрепления того материала который актуален на данный период, то с чем дети познакомились на занятие, а не всё подряд и в большом количестве. Позже, когда дети научатся писать и смогут делать книжки-малышки по разным темам, эти книжки помещают в книжный уголок, что очень интересно и приятно для самих детей. Уголок книги можно дополнить энциклопедиями, журналами, книжками-раскрасками, книжками-самоделками, рабочими тетрадями. Детям интересны будут книги о профессиях, людях разного пола, возраста, об эмоциональных состояниях людей, строении человека и д. р.
Можно оборудовать уголок «Я хочу говорить». Уголок необходимо расположить возле зеркала. В нём можно поместить дактильную азбуку, фотографии артикуляционных упражнений и пальчиковой гимнастики ; картинки и кубики с буквами для складывания слов с опорой на табличку, разрезную азбуку, дидактические игры для обучения чтению, игровой материал для развития дыхания (султанчики, ватные шарики, катушки и др., лото.
В экспериментальный уголок можно добавить лупу, игрушечные весы, различный природный и сыпучий материал, баночки с ароматизированными веществами.
-6-
В средней группе возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре. Сюжеты игры просты и связаны с опытом ребё нка: семья, магазин, детский сад, больница. Детям необходимо объяснить, что в игре можно использовать предметы –заместители и показать, что чем и как заменять. Уголок ряженья наполняют разнообразными предметами, деталями для обозначения профессии, пола (бусы, банты, очки, шляпы, перчатки, шарфы, парики, маски, костюмы сказочных героев.
Для развития творчества детей и стимулирования речи полезно смотреть в группе мультфильмы, диафильмы, показывать театр, чтобы потом дети сами могли организовать игру или драматизировать сказку.
Конструктивный и строительный материал становится более мелким, усложняются и сами постройки, схемы для них и сюжеты их обыгрывания
(«Город», «Поезд»).
Среди настольных дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку, на воссоздание целого из частей,пазлы из 6-18 частей, математические игры. Игры необходимо периодически менять, чтобы интерес детей не пропадал, игры должны иметь речевой материал.
Старшая и подготовительная группы.
Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Основные центры-это центр конструирования и искусства (в нем находятся материалы для изо. деятельности и ручного труда, центр игры (сюжетно-ролевой, театрализованной, центр природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности (вкл. книжный уголок, игры и оборудование для развития речи).
Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. В уголок необходимо внести схемы, пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образов из пластилина, бумаги, природного материала.
Необходимо отвести в группе место для демонстрации созданных детьми работ.
-7-
В строительный уголок группы включают схемы-образцы построек, фотографии.
Для активизации интереса к школьному обучению в среду включают школьную атрибутику (ранец, линейки, тетради, букварь, колокольчик). В книжный уголок можно поместить иллюстрации и книги о школе. Дети с удовольствием организовывают сюжетно-ролевую игру в школу.
На шестом году жизни у ребёнка совершенствуются нервные процессы – возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами. Замечено, что дошкольники умеющие соблюдать правила игры, успешно осваивают учебную деятельность в школе.
У детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности. Поэтому предметно-развивающая среда должна быть оформлена эстетично.