МААМ-картинки

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Ирина Алексеевна Самсонова
Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Публикация «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

Публикации по теме:

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста» .

Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль художественной литературы в речевом развитии детейРоль художественной литературы в речевом развитии детей Роль художественной литературы в речевом развитии детей (из опыта работы) Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней - чиста,.

Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский При чтении книг.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Статья воспитателя детского сада Снетковой Светланы Алексеевны. "Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста".

Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Сложившаяся современная социальная.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 13:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Алексеевна Самсонова (УИ 889327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД