Эльвира Кулдыркаева
Роль физкультуры и спорта в гражданско-патриотическом воспитании школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Считается, что будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. В России, с её вековыми традициями, патриотизм занимает одно из самых главных мест. В наше неспокойное, сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов России, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. [2, с. 41]
Публикация «Роль физкультуры и спорта в гражданско-патриотическом воспитании школьника» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм раскрывается лишь в практическом поведении, в жизни, в поступках, в деятельности человека. Это не слепая вера в символы, а практическое действие ради реальных ценностей. [2, с. 91]. Данная тема актуальна на уровне реабилитационного центра, в который приезжают дети со всей Республики Хакасии с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами развития и воспитания. У многих детей не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества, выдающихся соотечественников.
Большую роль в становлении личности играют физическая культура и спорт. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание. Кроме того, спортивно- патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, на воспитание гордости за героические поступки предков.
Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у подрастающего поколения глубоко патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооружённой защите, воспитание чувства гордости за наше оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций.
Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества. Физическая культура является единением физического и духовного в человеке, формированием культуры движений, образа жизни и способа развития личности. Физическая культура и спорт являются одним из аспектов гражданско-патриотического воспитания.
Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. [1, с 224]
Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания, наблюдательности, находчивости и быстроты. Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности. Положительное влияние оказывает чередование характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применение физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, позитивно влияют на протекание психических процессов.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования.
Кроме того, факторами самооценки ребенка, которая формируется в это время, являются собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6, т. 2, с. 160].
В настоящее время в реабилитационном центре сложилась определённая система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвящённые памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, экскурсии, спортивные мероприятия. Это и митинги «День памяти и скорби», «9 мая - День Победы», гала-концерт «Этих дней не смолкнет слава», спортивные праздники «Есть такая профессия- Родину защищать», спортивные эстафеты «Сильные, смелые, ловкие», «Молодость, здоровье, спорт», выставки рисунков и стенгазет: «Боевой листок», «Юный патриот России», «Я, ты, он, она: мы - здоровая семья», викторины: «Что такое гражданин? Отечества достойный сын», «Гражданин России».
Однако не следует ждать от детей с ограниченными возможностями здоровья «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, её географии, символике, природе, если ему известны имена героев, если он будет проявлять интерес к приобретённым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных для детей с ОВЗ.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. [2, с. 91]. Занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.
Таким образом, роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества переносятся на внеспортивную жизнь. Физическая культура и спорт позволяет решать целый ряд воспитательных задач и являются одним из факторов гражданско-патриотического становления личности. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – воспитателей – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Литература
1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004г.
2. Галкин С. В. Патриотическое воспитание молодё жи в пространстве физической культуры: теория и опыт
3. Героико-патриотическое воспитание в школе : детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт. -сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007г.
4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников : Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2005г.
5. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности : 5-10 классы. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.
6. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.