Юлия Андросова
Роль древневосточных государств в развитии мировой педагогики и образования
▼ Скачать + Заказать документы
Древний Восток принято считать колыбелью мировой цивилизации, также как и Древнюю Грецию. Именно в странах Древнего Востока идёт начало истории человеческого общества с его политическими и социальными институтами, правом и религией, оставившими заметный след не только в истории древности, но и в последующем цивилизационном развитии человечества.
Публикация «Роль древневосточных государств в развитии мировой педагогики и образования» размещена в разделах
Появление педагогики и образования восходит к эпохе древнейших цивилизаций Древнего Востока, становление которых принято относить к 5 тысячелетию до н. э. Прародиной образования принято считать Вавилонию, Египет, Китай, Индию и др. Несмотря на то, что древние цивилизации существовали изолированно друг от друга, в сфере воспитания и образования они имели много общего.
В странах Древнего Востока возникли первые школы, чему способствовало развитие письменности. В продолжение многих тысячелетий была так называемая общинная школа, наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах. О развитии грамотности и культуры Древнего Востока свидетельствуют дошедшие до нас памятники письменности.
В школах Древнего Востока давалось не только образование, но и важным было формирование дисциплинированных и волевых исполнителей, которых необходимо было убедить в том, что получение образование является важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры, сулит выгоду и благополучие.
Как свидетельствуют письменные источники, у народов Древнего Востока получило развитие семейное воспитание. Важно отметить, что еще тогда подчеркивалась решающая роль в воспитании родителей. Прежде всего, отмечалась роль отца, имевшего неограниченную власть над всеми домочадцами, указывалось на то, что воспитание есть долг родителей и его необходимо начинать с самого рождения ребенка.
Философ и педагог Конфуций первым предпринял попытку теоретического осмысления воспитания. Большое значение он отводил воспитанию и образованию как важнейшему средству нравственного совершенствования человека, и указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении.
Также Конфуций отмечал, что учитель должен проявлять строгость, но не деспотичность, постоянно совершенствовать свои знания и нравственные качества, развивать активность в учениках, помогать им самостоятельно мыслить. Он предъявлял высокие требования к учителю, считая, что им может быть только тот человек, который успешно совершенствует себя, а потому полагал, что учитель обязан обучать лишь тех, кто стремится к достижению знаний, помогать тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей.
Таким образом, бесценный опыт обучения и воспитания, создание первых в истории человечества школ, формулирование начальных представлений об обучении и воспитании дали человечеству именно государства Древнего Востока.