Оксана Молчанова
Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников
Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников.
«Родное слово-основа всякого
умственного развития
и сокровища всех знаний»
К. Д. Ушинский.
Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта, является его речь.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Психолог Н. И. Жинкин считает что «речь- это канал развития интеллекта». Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающие своевременное психологическое развитие детей.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень речевого развития : одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.
Существует несколько факторов успешного овладения речью. Существенный фактор развития речи создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательно отношение воспитателя к детям, искреннее уважение к личности каждого, залог формирования благоприятных отношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается.
Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторяя за взрослым слово, фрау, сказал что-то по своей инициативе, ответил на вопрос) должны быть замечены.
Важным фактором успешного овладения речью является обобщение со старшими, чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек. Дети моей группы ежедневно слушают произведения художественной литературы новые и уже знакомые. Короткие, шуточные стихотворения и потешки делают более содержательными общение с детьми в тот или иной отрезок времен, в режиме дня при умывании «Водичка, водичка …», во время причесывания «Расти коса до пояса…», при приеме пищи «Час обеда подошел …». Все эти факторы способствуют развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Но основным видом деятельности дошкольников является игра. Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные,
Эстетическое (музыкальное, умственные (дидактические сюжетные).
Дидактические игры педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей.
Прислушиваясь к словам К. Д Ушинского, большую часть игр в своей работе я основываю на окружающей детей действительности: природа, люди, труд. Находясь на прогулке, разговариваю с детьми и обращаю внимание на все, что нас окружает деревья, цветы, насекомых, погоду. Учимся различать дерево, кут, траву, цветы. Рассматривая насекомых, птиц, животных. Рассказываем, как они выглядят, спрашиваю, кто, как двигается (бегает, летает, прыгает, какую окраску имеют, где живут, чем питаются, какие звуки произносят. Учим с детьми стихотворения, загадки о рассматриваемых предметах. Изучаем различные качества предметов, ребенок трогает предметы руками и начинает понимать, что значит гладкий и шершавый, тяжелый и легкий, твердый и мягкий, холодный и теплый, много - мало.
Знакомя детей с окружающей жизнью, организую и, направляя познавательную деятельность детей, я помогаю им упорядочить накопленный опыт, обогащаю новыми знаниями, воспитываю любознательность, наблюдательность, развиваю желание глубже познавать окружающий мир. Знакомство с окружающей жизнью – одно из средств формирования у детей устной речи.
В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, но и создаются благоприятные условия для владения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных птицах и растениях. В своей группе для усвоения этих знаний изготовила такие игры Домашний двор», «Зоопарк», Сад, огород». Эти игры заставляют детей думать, быть внимательными, вспомнить название животного или растения.
Многие дидактические игры приводят к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщение, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (дикие животные или звери, домашние животные, ягоды овощи, фрукты).
Окружающая ребенка действительность – предметы, обихода, люди. животные, картины, игрушки, природа – представляют богатый материал который я использую для расширения детского восприятия и обогащения речи.