Ольга Томилова
Роль дидактических пособий в речевом развитии детей раннего возраста
«Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания» говорила Е. И. Тихеева
Но нашей сегодняшней теме больше подходят слова К. Д. Ушинского “Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Публикация «Роль дидактических пособий в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря только природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.
Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.
Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. В связи с этим развитие речи ребенка во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок.
Развитие речи детей раннего возраста осуществляется с учетом психологических особенностей каждого ребенка в разных видах детской деятельности:
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами;
• общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
• рассматривание картинок,
• двигательная активность.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом, им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук, т. е. мелкой моторики, развитие которой напрямую связано с речевым развитием ребенка, таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многое другое. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку и обязательно сопровождается речью.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при этом дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий с игрушками и пособиями (что в раннем детстве выступает на первый план, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Активная деятельность, в частности предметная, которая является ведущей в раннем возрасте, сочетается с формированием у детей умения внимательно рассматривать предметы, зрительно оценивать их признаки, выделять детали, которые взрослые обозначают словами и, что немаловажно, воспроизводить эти слова.
Дидактические игры - эффективный метод активизации и обогащения словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, в которое входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста, необходимо осуществлять показ игровых действий, знакомить с функцией игрушки, проговаривать игровые ситуации; использовать разнообразный наглядно-игровой материал и постепенно усложнять игровое содержание.
В возрасте 2-3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Поэтому, называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу для обследования. Малыш достаточно легко ориентируется в предметном окружении; в процессе действий с предметом для него важно возникающее в ходе игры общение со взрослым, когда тот проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку – то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции и, конечно же, речь.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, (куклы, пирамидки, башенки, матрешки и т. п., предметы быта и домашнего обихода, орудия труда, макеты овощей, фруктов и пр., и пр. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, проговаривая все это.
Игры с природным материалом воспитатель организует как в группе, так и во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы, развивается речь.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, домино, лото, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и др.
Подбор картинок по парам. Самое простое занятие в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти два самолета. Они могут быть совершенно разными и по форме, и по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игры проводятся также и с предметами, например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить какую из них перевернули рисунком вниз. Эта игра направлена на развитие памяти, и что самое главное - умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Для игр на картинке изображается один предмет, кроме того прежде чем давать задание сложить картинку из ее частей, надо дать целую картинку детям для рассматривания.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Например, в игре "Отгадай, кто это?", ребенок сначала внимательно рассматривает картинку, затем изображает звук или движение кошки, собаки, петуха, лягушки и пр. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и другие произведения устного народного творчества.
Таким образом, характер деятельности в дидактических играх-занятиях вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры-занятия, подталкивает к подражанию.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры организует действия, управляет поведением
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Необходимо отметить, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядного дидактического материала, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.
Наглядные пособия, дидактический материал по развитию речи вызывает у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность. Важным условием является обязательное объяснение воспитателем ребенку назначения того или иного пособия, показ действий с ним и использование его в образовательном процессе.
К дидактическим пособиям и наглядному материалу относятся:
1) игрушки, игровые пособия и предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчетливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Как уже было сказано выше, восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками и пособиями.
Для детей в первую очередь нужны куклы. Кукла занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как она - есть уменьшенная копия человека. Занятия с куклой в форме дидактической игры ценны тем, что слово в них связывается с действием, а речевая активность детей, их ответы на вопросы, занимает основное место. Занятия с куклой помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др. Такая форма игры соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями педагога, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.
Также большое значение для развития речи детей раннего возраста имеют дидактические пособия для сенсорного развития и развития мелкой моторики. Ведь чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Важным условием для развития речи детей является и создание речевой среды в группах.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит…» говорила Елизавета Ивановна Тихеева.
К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических и дидактических средств.
Дидактические пособия для речевого развития детей раннего возраста является частью развивающей предметно-пространственной среды группы и создают условия для активизации речевой деятельности.
В первую очередь – это дидактическая кукла с комплектом одежды по сезонам, что дает возможность, играя с ней и одевая ее, проговаривать и закреплять предметы одежды, виды действия с ней и пр.
Это и другие разнообразные дидактические пособия для развития речи, такие как «Кто как кричит?», «Кто где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используются на занятиях и свободной речевой деятельности.
Центр речевой деятельности является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующее:
• дидактический, наглядный материал;
• книжный уголок;
• разные виды театров.
Дидактический, наглядный материал:
• дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами: лото «У кого что?», «Посмотри и назови», «Кто что делает?», «Кто как кричит», «Кто как передвигается» а также парные картинки на плотном картоне, фанере, пластике, разрезные картинки, кубики (из 4 частей) с изображением предметов;
• альбомы (для формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи);
• сюжетные, предметные картинки;
• иллюстрации к потешкам, или дидактические игрушки, побуждающие детей к повторению знакомых потешек.
Требования к наглядному дидактическому материалу :
• соответствие возрасту детей;
• эстетичность;
• красочность, привлекательность материала;
• доступность по содержанию.
В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто и другие произведения в соответствии с возрастом детей.
В группе обязательно должен быть создан театральный уголок, содержащий в себе разные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный и пр.
Таким образом, использование дидактических пособий способствует формированию активной речи детей раннего возраста.
Однако любое дидактическое пособие или игрушка требуют особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ними, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке или пособию и научить играть с ними. Задача воспитателя - направить детскую активность в развивающее русло.
Ведь как говорил Василий Александрович Сухомлинский, самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии.