Светлана Богуш
Консультация для воспитателей: «ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ».
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
Публикация «Консультация для воспитателей: „ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ“,» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
По ФГОС главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
Необходимость освоения педагогами дошкольного образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их активного применения в практической деятельности закрепляется в действующих документах (слайд №2) и нормативных актах (слайд № 3) :
• Единый квалификационный справочник должностей работников образования : «воспитатель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием»;
• Профессиональный стандарт педагога (вступает в действие с 01.01.2015г.) : «трудовые действия: формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) ; необходимые умения: владеть ИКТ-компетентностями»; педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Владение ИКТ-компетенциями является одним из первых критерием при определении требований, предъявляемых к первой и высшей квалификационным категориям. Таким образом, владение ИКТ является обязательным компонентом профессиональной компетенции воспитателя детского сада.
Что же такое ИКТ? (слайд №4)
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей (слайд №5)
К ИКТ относятся: (слайд №6)
• Интернет
• компьютерное оборудование
• сотовая связь
• спутниковые технологии
• электронная почта
• мультимедийные средства
• программное обеспечение и пр.
Средства ИКТ (слайд №7) :
Области применения ИКТ педагогами ДОУ (слайд №8) :
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Участие в дистанционных курсах, конкурсах. Ведение собственного сайта или странички на сайте.
3. Образовательный процесс.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.
Достоинства использования ИКТ (слайд №9) :
1. - облегчение подбора и демонстрации наглядного материала;
2. -возможность демонстрировать жизненные ситуации, явления природы, объекты социального мира, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
3. -привлечение внимания;
4. - формирования положительной мотивации у детей к НОД;
5. -эстетика оформляемых материалов;
6. -облегченный доступ к информационным ресурсам;
7. -возможность хранения большого объема информации;
8. -удобство корректировки документации;
9. -экономия материальных ресурсов (бумаги, краски при демонстрации различных объектов в электронном виде) ;
10. -расширение конкурсного движения;
11. - упрощения процедуры публикации педагогического опыта
«В чем недостатки использования ИКТ?» (слайд № 10)
- отсутствуют методические рекомендации, методика использования ИКТ;
- недостаточная материальная база ДОУ (техническое оснащение, создание локальной сети внутри учреждения) ;
- низкая компьютерная грамотность педагогов, отсутствие специальной подготовки.
В целях профилактики негативного влияния использования ИКТ в образовательном процессе с детьми необходимо соблюдать определенные требования безопасности (слайд №11) :
СанПиН 2.4.1. 2660-10:
Просмотр телевизора, диафильма возможен, начиная со 2 младшей группы;
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин.
Просмотр телепередач допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня) .
Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.
Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров допускается с детьми 5-7 лет. НОД с использованием компьютеров следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.
После работы с компьютером проводят гимнастику для глаз и двигательные упражнения.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки Mimio. (слайд №12)
Интерактивная приставка mimio похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной аудитории: на гладкую поверхность (маркерную или обычную школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера. Но главное в устройстве mimio – не способ вывода информации, а возможность управлять экранным изображением таким же образом – сенсорное управление, как мы привыкли управлять компьютером с помощью мыши. Удобство данной системы в том, что педагог или ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять, передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме.
Какие же возможности дает программа mimio для ребенка? (слайд №13)
Опираясь на целевые ориентиры ФГОС ДО можно выделить следующее:
- дети могут самостоятельно находить решения на поставленные задачи;
- имеют возможность осуществить самопроверку своих действий;
- учатся работать сообща, договариваться между собой;
- у детей развивается психические процессы (память, внимание, мышление, воображение) ;
- развивается мелкая моторика рук, что благотворно влияет на развитие речи детей;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- повышается мотивационный компонент.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данная технология вырабатывает у дошкольников универсальные учебные предпосылки, что является немаловажным фактором при подготовке его к школьной жизни.
Педагогам программа mimio дает возможность разрабатывать авторские проекты по определенным темам, обмениваться проектами друг с другом, размещать их в сети Интернет, повышая знания в области ИКТ-технологий.
Таким образом, использование mimio, как одной из форм ИКТ-технологий, способствует повышению качества образовательного процесса в ДОУ (слайд №14) :
- повышается познавательная активность и интерес детей;
- создаются условия для активного взаимодействия взрослого с ребенком;
- формируются навыки работы с интерактивной доской и столом;
- улучшается усвояемость пройденного материала;
- для педагогов создаются условия для обмена опытом и саморазвития.