Елена Зяблова
Роль артикуляционной гимнастики в воспитании правильной речи у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Роль артикуляционной гимнастики
в воспитании правильной речи у детей с дизартрией
Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ, нижней челюсти. Следствием этого являются дефекты произношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи.
Публикация «Роль артикуляционной гимнастики в воспитании правильной речи у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дизартрия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Успех в преодолении этих нарушений во многом зависит от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания.
Родители могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически выполнять рекомендации учителя-логопеда и в домашних условиях применять ряд упражнений, направленных на выработку правильной речи.
Для того, чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях (артикуляционной гимнастике).
Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые данному ребенку, планирует логопед. Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществлять в домашних условиях.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Артикуляция связана с ра-ботой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза: она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.
Проводится артикуляционная гимнастика по такой схеме : вначале воспитываются общие движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).
С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы, где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы - «Качели», к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпений. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как родители помогают ребенку проводить логогимнастику в домашних условиях.
Логопедическая гимнастика
(выполняется ежедневно в течение 10 - 15 минут)
- Массаж пальчиков и кистей рук, массаж пальчиков су-джок мячиками, колечками;
- Упражнения: Зайка, Коза, Петушок, Замок, Колечки и др. ;
- Игры с мозаикой, со шнуровочками, колючими мячиками и др. ;
- Застегивание и расстегивание пуговиц, застежек-молний, завязывание узелков, бантиков.
2. Развитие сильной, направленной воздушной струи :
- сдувать кусочек ватки с ладошки;
- выдувать мыльные пузыри;
- надувать воздушные шарики;
- дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
- играть на губной гармошке, музыкальных игрушках.
3. Развитие артикуляционной моторики : (перед зеркалом)
1) Упражнения для губ:
- «произносить» без голоса гласные А О У И (следить за четкой работой губ)
- находить в тексте гласные А О У И Э Ы и называть их, четко проговаривая;
- проговаривать слоговые дорожки: МА – МО – МУ – МЫ;
ПА – ПО – ПУ – ПЫ; БА – БО – БУ – БЫ; ВА – ВО – ВУ – ВЫ.
2) Упражнения для нижней челюсти:
- движения нижней челюсти вправо-влево, вперед-назад, круговые движения.
3) Упражнения для щё к:
- надувать и втягивать щеки — до 5 раз.
3) Упражнения для языка:
- «Лопаточка» : рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе;
- «Иголочка» : узкий напряженный язык вытянуть вперед;
- «Чашечка» : рот широко открыт, передний и боковые края языка приподняты, не касаясь зубов;
- «Горка» : рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть (спинка) языка поднята вверх, напряжена;
- «Грибок» : рот открыть, весь язык присосать к небу;
- «Часики» : рот приоткрыт, кончиком языка попеременно тянуться и дотрагиваться то правого, то левого уголка рта;
- «Качели» : рот широко открыт, кончиком языка тянуться то к верхним, то к нижним резцам;
- «Чистим зубки» : рот приоткрыт, кончиком языка проводить с внутренней стороны по всем нижним, а затем по всем верхним зубам; рот закрыть – провести языком между губами и зубами;
- «Маляр» : рот открыт, кончиком языка, как кисточкой проводить от верхних резцов до мягкого неба;
- «Вкусное варенье» : высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, затем – нижнюю;
- «Молоточек» : рот приоткрыть, кончиком языка «стучать» по альвеолам (бугорки за верхними резцами) : т-д-т-д-т-д-т-д-т, ускоряя темп;
- «Болтушка» : быстрые движения кончика языка между губами вперед-назад с проговариванием: бл-бл-бл-бл-бл…
- «Лошадка» : цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.
- «Фокус» : положить на кончик носа кусочек ватки, язычок высунуть изо рта, приподняв кончик языка вверх, сильно подуть, чтобы ватка взлетела вверх.