Приложение МААМ

Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте

Ильмира
Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте

Аннотация: Нарушения в поведении изучаются специалистами разных областей. Все больше внимания в этом направлении уделяется психологическим причинам и разработке психопрофилактики и коррекционных программ. Авторами отмечается, что арт-терапия - это доступный и привлекательный для детей вид деятельности, который может выступать в качестве средства коррекционной работы.

Публикация «Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте» размещена в разделах

Ключевые слова: арт-терапия, изобразительное творчество, социально-нежелательные формы поведения, коррекция.

К проблеме первостепенной важности любого общества относится изучение и профилактика негативных поведенческих явлений. В XXI веке рассмотрение феномена поведенческих нарушений является актуальным направлением работы в зарубежной и в отечественной психологии. Нарушения в поведении изучаются специалистами в области нейрофизиологии, психологии, социологии, юридической практики и психиатрии. Каждой дисциплиной при этом выделяется собственная сфера анализа. Психологами нарушения поведения определяются повышенной агрессивностью, аутизацией, излишней замкнутостью, тревожностью и другими проявлениями. Все больше внимания уделяется психологическим причинам нарушения поведения детей различных возрастов, а также разработке психопрофилактиких и коррекционных программ, начиная с дошкольного детства.

Прогрессивные политические и социальные изменения общества определяют потребность в социально зрелых, свободных людях, имеющих правовые знания. Вместе с тем, социальные кризисы современного российского общества способны отрицательно сказываться на психологии людей, на физическом и психическом развитии дошкольников. Это обуславливает противоречия между требованиями общества и возможностями ребенка. Перед педагогами встает необходимость преодоления возникающих противоречий, обучения детей контролю собственного поведения, помощь в реализации потребностей в самовыражении, самоутверждении, в проявлении своих способностей, самооценке [3].

Несмотря на серьезность стоящей перед психологами проблемы социально-нежелательных форм поведения детей, в психологической литературе нет единого определения понятия «нарушения поведения». Специалистами разных областей данный термин трактуется по-разному. Анализ литературных источников позволяет определить поведение как психологическую и физическую манеру вести себя на основе учета установленных в социальной группе индивида стандартов. В этой связи, социально-нежелательные формы могут рассматриваться как повторяющиеся действия или поступки устойчивого характера, основанные на агрессивности, деструктивной направленности и дезадаптациях поведения. Такое поведение включает в себя попрание прав других людей, нарушение социальных норм и правил, свойственных данному возрасту.

При всем разнообразии нежелательных форм поведения в детском возрасте, в них можно выделить такие особенности, как низкий уровень развития интеллекта, саморегуляции, коммуникативных навыков, самооценки, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, недоразвитие игровой деятельности [2].

Применение методов коррекционной работы может способствовать эффективному устранению тех или иных причин нарушения поведения. Можно выделить такие направления коррекционной работы с дошкольниками, как игротерапия, арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко- и т. д., поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика, психологические механизмы коррекционного воздействия на личность ребенка. Современная эпоха характеризуется необходимостью рассмотрения искусства не только как фактора, способствующего развитию и формированию личности, но и в качестве эффективного средства профилактики и коррекции социально-негативных проявлений у детей. Психологами рассматривается возможность обновления обучения изобразительному творчеству посредством арт-терапии. Анализ литературы позволил определить противоречия между востребованностью арт-терапии и недостаточным количеством практических возможностей ее применения в работе с детьми, имеющими социально-негативные проявления.

Авторами отмечается, что изобразительная деятельность - это доступный и привлекательный для детей вид деятельности, который может выступать в качестве средства коррекционной работы. Применение метода арт-терапии основано на отражении внутреннего состояния ребенка в его творчестве. В процессе рисования у детей наблюдается не только нивелирование возбудимости, тревожности, агрессивности, недоверия к себе и к окружающим, но и развитие уверенности в себе и в успехе, формирование положительных переживаний. Наиболее значимыми характеристиками процесса арт-терапии выступают приобретение опыта позитивной совместной деятельности, коммуникативная активность, концентрация внимания на ценности детских переживаний, их способности к самопознанию, мягкая гуманная поддержка, содействие эмоциональному и нравственному развитию личности [1].

Список литературы:

1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 2015. – 178 с.

2. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Генезис, 2010. – 201 с.

3. Соколова Е. В. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей / Е. В. Соколова, К. Ю. Гуляева. - Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. - 211 с.

Публикации по теме:

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников " Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников" Находясь на границе соприкосновения.

Конспект занятия-практикума для родителей «Роль семьи в профилактике девиантного поведения подростков» Занятие - практикум для родителей «От колыбели до…» Цель: актуализация для родителей подростков девиантного поведения вопроса, о значимости.

Конспект НОД по профилактике и коррекции нарушений поведения детей 4–5 лет «Солнечные лучики» Цель:создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности. Задачи:создать условия для развития: -положительного эмоционального.

Использование песочной терапии в коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам.

Логопедический проект «Внедрение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор проекта: Нерсесян Дарья Евгеньевна, учитель – логопед МБДОУ детский сад «Тополек» г. Южа. Место реализации.

Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.

Метод холдинг-терапии как один из способов коррекции в работе с детьми с РАС Метод холдинг-терапии (от английского «hold» - держать) давно известен и широко применяется за рубежом, используется при коррекции любых.

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений» Профилактика речевых нарушений через игры с песком Марина Крайчикова Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции.

Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольниковРоль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников Сказка является действенным методом при работе с дошкольниками. Она даёт возможность естественного общения взрослого и ребёнка. Работа.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: • Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 05:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ильмира (УИ 1226679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД