Ильмира
Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте
Аннотация: Нарушения в поведении изучаются специалистами разных областей. Все больше внимания в этом направлении уделяется психологическим причинам и разработке психопрофилактики и коррекционных программ. Авторами отмечается, что арт-терапия - это доступный и привлекательный для детей вид деятельности, который может выступать в качестве средства коррекционной работы.
Публикация «Роль арт-терапии в профилактике и коррекции социально-нежелательных форм поведения в детском возрасте» размещена в разделах
Ключевые слова: арт-терапия, изобразительное творчество, социально-нежелательные формы поведения, коррекция.
К проблеме первостепенной важности любого общества относится изучение и профилактика негативных поведенческих явлений. В XXI веке рассмотрение феномена поведенческих нарушений является актуальным направлением работы в зарубежной и в отечественной психологии. Нарушения в поведении изучаются специалистами в области нейрофизиологии, психологии, социологии, юридической практики и психиатрии. Каждой дисциплиной при этом выделяется собственная сфера анализа. Психологами нарушения поведения определяются повышенной агрессивностью, аутизацией, излишней замкнутостью, тревожностью и другими проявлениями. Все больше внимания уделяется психологическим причинам нарушения поведения детей различных возрастов, а также разработке психопрофилактиких и коррекционных программ, начиная с дошкольного детства.
Прогрессивные политические и социальные изменения общества определяют потребность в социально зрелых, свободных людях, имеющих правовые знания. Вместе с тем, социальные кризисы современного российского общества способны отрицательно сказываться на психологии людей, на физическом и психическом развитии дошкольников. Это обуславливает противоречия между требованиями общества и возможностями ребенка. Перед педагогами встает необходимость преодоления возникающих противоречий, обучения детей контролю собственного поведения, помощь в реализации потребностей в самовыражении, самоутверждении, в проявлении своих способностей, самооценке [3].
Несмотря на серьезность стоящей перед психологами проблемы социально-нежелательных форм поведения детей, в психологической литературе нет единого определения понятия «нарушения поведения». Специалистами разных областей данный термин трактуется по-разному. Анализ литературных источников позволяет определить поведение как психологическую и физическую манеру вести себя на основе учета установленных в социальной группе индивида стандартов. В этой связи, социально-нежелательные формы могут рассматриваться как повторяющиеся действия или поступки устойчивого характера, основанные на агрессивности, деструктивной направленности и дезадаптациях поведения. Такое поведение включает в себя попрание прав других людей, нарушение социальных норм и правил, свойственных данному возрасту.
При всем разнообразии нежелательных форм поведения в детском возрасте, в них можно выделить такие особенности, как низкий уровень развития интеллекта, саморегуляции, коммуникативных навыков, самооценки, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, недоразвитие игровой деятельности [2].
Применение методов коррекционной работы может способствовать эффективному устранению тех или иных причин нарушения поведения. Можно выделить такие направления коррекционной работы с дошкольниками, как игротерапия, арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко- и т. д., поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика, психологические механизмы коррекционного воздействия на личность ребенка. Современная эпоха характеризуется необходимостью рассмотрения искусства не только как фактора, способствующего развитию и формированию личности, но и в качестве эффективного средства профилактики и коррекции социально-негативных проявлений у детей. Психологами рассматривается возможность обновления обучения изобразительному творчеству посредством арт-терапии. Анализ литературы позволил определить противоречия между востребованностью арт-терапии и недостаточным количеством практических возможностей ее применения в работе с детьми, имеющими социально-негативные проявления.
Авторами отмечается, что изобразительная деятельность - это доступный и привлекательный для детей вид деятельности, который может выступать в качестве средства коррекционной работы. Применение метода арт-терапии основано на отражении внутреннего состояния ребенка в его творчестве. В процессе рисования у детей наблюдается не только нивелирование возбудимости, тревожности, агрессивности, недоверия к себе и к окружающим, но и развитие уверенности в себе и в успехе, формирование положительных переживаний. Наиболее значимыми характеристиками процесса арт-терапии выступают приобретение опыта позитивной совместной деятельности, коммуникативная активность, концентрация внимания на ценности детских переживаний, их способности к самопознанию, мягкая гуманная поддержка, содействие эмоциональному и нравственному развитию личности [1].
Список литературы:
1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 2015. – 178 с.
2. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Генезис, 2010. – 201 с.
3. Соколова Е. В. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей / Е. В. Соколова, К. Ю. Гуляева. - Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. - 211 с.