Валерия Бирюкова
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Цель мастер-класса : привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя изотерапию как одну из форм организации мастер-класса;
Публикация «Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
• Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Материалы и оборудование:
• стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога);
• столы по количеству участников;
• клеенки для стола;
• бутылка с водой;
• клей ПВА;
• набор красок - гуашь;
• одноразовые тарелки, пульверизатор;
• одноразовые ложки и вилки, нитки, бутылка;
• бумажные и влажные салфетки;
• пластмассовая доска.
Содержание мастер-класса :
Уважаемые коллеги!
Сегодня я бы хотела Вашему вниманию представить свой опыт работы в форме проведения мастер-класса по теме : «Использование элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Но одним из самых действенных методов является арт-терапия.
Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно- развивающую работу с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и даёт положительные результаты.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребёнка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создаёт благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.
Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими способами нетрадиционного рисования:
Рисование сыпучими материалами (песок, крупы и др.)
С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем рассыпается над клеевым рисунком крупа, сухие листья, перетёртые между ладошками. Так же используются в работе песок и другие сыпучие материалы.
Пластилиновые заплатки.
Пластилиновые заплатки – это игры на развитие у детей мелкой моторики, координации и знакомства с цветом. Для игры распечатываем шаблоны, ламинируем или обклеиваем скотчем для повторного использования. Таким образом, карточки станут многоразовыми. Учим детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатываем небольшие шарики, кладем и прижимаем на листе, «заклеиваем» кружочки на картинке. Картинки можно усложнять.
Техника «монотипия».
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее чётким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Рисование предметами окружающего пространства.
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то ещё. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создаёт почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости – в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
Рисование на мокрой бумаге.
Необычная работа может получиться, если её выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски. Это доставляет ребёнку особое наслаждение и дарит много положительных эмоций.
Рисование под музыку.
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку. Представляя её цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.
РЕФЛЕКСИЯ
Мне очень интересно узнать, что у вас нарисовано?
Нравится ли вам то, что вы создали?
О чём вы думали, когда рисовали?
В завершении нашего мастер-класса предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знания, опыта, а на правую руку – то, что вы получили на этом занятии нового.
Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись друг другу и поаплодировали себе за прекрасную работу.
Спасибо за активное участие!