Морозова Евгения Александровна
Роль анализаторов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога, в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений :
Публикация «Роль анализаторов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
• комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
• оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
• сборной комплект дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:
• реализуют принцип наглядности;
• адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
• помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;
• способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному.
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:
• объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде (разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.);
• изображения предметов : плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
• графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
К демонстрационным и раздаточным материалам, использующим зрительные и тактильные ощущения дошкольника, относятся:
• геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;
• фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
• магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
• комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
• карточки и таблицы;
• наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
• счетные палочки и т. д.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:
• разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
• занимательный математический материал : головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные, наглядных инструкций и т. д. ;
• отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях, кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое.
Таким образом, средства обучения, подобранные с учетом основных анализаторов, выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений.