Надежда Батуева
Родной край. Календарно-тематический план по изучению бурятского языка
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Иволгинский рйон»
МБОУ Каленовская СОШ
Авторская программа
«Мое тоонто нютаг»
Выполнила учитель начальных классов
Батуева Надежда Батожаргаловна
2020г.
ВВЕДЕНИЕ
Темочки:
- День родного языка. 21 февраля
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Республика Бурятия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В 1992г. в республике Бурятия вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Язык – душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками и др.
Культура родного края для детей дошкольного возрастя является контекстом для развития.
Необходимость осмысления различных теоретических и практических проблем побуждает начать научно-экспериментальные исследования, которые помогли бы решить вопросы обновления содержания образования национально-региональным компонентом; апробировать программы и пед. технологии, направленные на развитие творческой личности, способной к этнической самореализации.
С этой целью мною была разработана программа «Тоонто нютаг – Родной край».
В познавательном цикле занятий и на занятиях бурятского языка дети знакомятся с родным краем, традициями и бытом народов, проживающих на территории республики с их культурным и духовным наследием.
Для ознакомления детей с народной культурой :
-Оформили музеи бурятская юрта, где собраны национальная одежда и утварь, предметы быта;
-Разработали сборник игр «Шагай наадан», куда вошли бурятские национальные игры (игры с костями, предметами, бытовые игры);
-Составили методические рекомендации «Произношение труднопроизносимых звуков бурятского языка»
-Разработали детский русско-бурятский словарь (по темам программы)
Цель: воспитывать интерес и любовь к малой Родине на основе ознакомления с родным краем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы «ТООНТО НЮТААГ» делится на девять тематических блоков, каждый из которых решает свои задачи:
• Я – человек. БИ XYH ТYРЭЛТЭНБИ.
• Моя семья. МИНИИ YГ ГАРБАЛ.
• Любимый город. МИНИИ ТУРЭЛ ХОТО.
• История жилища. ГЭР БАЙРЫН ТYYХЭ.
• Родной край. ТООНТО НЮТААГ.
• Традиции и быт. ЁHОЗАНШАЛ.
• Животный мир Бурятии. МАНАЙ НЮТАГАЙ АМИТАД.
• Растения сибирского леса. ОЙН YРГАМАЛНYYД.
• Искусство.
Последовательность тематических блоков не случайна и принципиально важна для максимального образовательного эффекта.
Такое выстраивание учебного содержания:
• Повышает эффективность усвоения необходимого объёма знаний;
• Предоставляет детям возможность освоения учебного материала в индивидуальном темпе;
• Дает возможность начала обучения по программе с любого момента времени и возраста ребёнка, т. к. полная картина представлений по содержанию формируется в течение одного года.
С течением времени меняется лишь глубина проникновения в материал и широта взгляда на проблему.
К каждому блоку в программе разработаны темы занятий и их программные задачи (цели). Программа не предусматривает разработку каждого занятия, предполагая творчество самого педагога, учет знаний и интереса детей.
В тоже время к каждому блоку программы имеется:
-Информационно-познавательный материал;
-Аудио-, видио- материал;
-Художественная литература;
-Энциклопедии;
-Демонстрационный материал и др. ,
Данный материал постоянно пополняется и обогащается.
Изучению одного познавательного блока отводится один месяц – 4 занятия (по одному занятию в неделю, 4-е занятие – тема блока обобщается в течение целого дня методом погружения в организационной (интегрированные занятия, совместной, самостоятельной деятельностях.
СЕНТЯБРЬ - Я – ЧЕЛОВЕК. Би ХYН турэлтэнби.
ОКТЯБРЯ – Моя семья. Минии уг гарбал
НОЯБРЯ – История жилища. Гэр байрын туухэ
ДЕКАБРЯ – Любимый тоонто. Минии турэл хото.
ЯНВАРЯ – Родной край. Тоонто – нютаг.
ФЕВРАЛЯ – Традиции и быт. Ёhозаншал.
МАРТА - Животный мир моего края. Манай нютагай
амитад.
АПРЕЛЯ – Растения нашего леса. Ойн ургамалнууд.
Первый блок:
Я – Человек.
Би ХYН турэлтэнби
Формировать у ребенка уверенность в себе.
Воспитывать толерантность.
Разновозрастная группа
Тема: Я – Человек
Би XYH турэлтэнби
Цель Тематический блок
Обратить внимание детей на характерные особенности внешнего вида и облика людей и животных.
Формировать у ребенка уверенность в себе, через постижение собственной уникальности, единственности в своем роде.
Знакомить ребенка с языком эмоций (поза, мимика, жесты). Учить им пользоваться для выражения собственных чувств и переживаний, и для понимания эмоционального состояния других.
1. Тело человека. Лица, морды и головы.
2. Мы все разные. Какой ты?
3. Эмоциональный букварь
4. Я - Человек
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Я – Человек.
Би ХYН турэлтэнби»
1. «Опиши свою внешность»
2. Чем отличается лицо от морды?
3. «Соедини лица детей на картинке с пиктограммами
4. Чем человек отличается от куклы? (наличие внутренних органов их предназначение)
5. Как можно беречь свой организм?
6. Дидактическая игра: «Мы такие разные и такие похожие»
7. В чем твоя уникальность?
8. Игра: «Подбери пиктограмму к сюжетной картинке»
Второй блок
Моя семья.
Минии уг гарбал.
Воспитывать любовь к близким людям
Вызвать интерес детей к своей родословной.
Разновозрастная группа
Тема: Моя семья
Минии уг гарбал
Цель Тематический блок
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей, познакомить с тем, как на Руси и в Бурятии давали имена и что они означают.
Формировать у детей знания о жизни и быте русских и бурят, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании ; вызвать эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.
1. Что значат наши имена?
2. Мой дом, моя семья.
3. Моя родословная, мое «семейное дерево».
4. Моя семья
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Моя семья. Минии уг гарбал»
1. Дидактическая игра: «Назови по имени». У кого имя, а у кого кличка?
1. Игровое упражнение «Кто кому кем доводится?»
2. Как ты помогаешь дома маме, папе?
3. Дидактическая игра «Азбука настроений» (Программа «Я – ты – мы»)
4. Что означает твое имя? Как бы ты хотел, что бы тебя называли? Как тебя будут называть когда ты вырастешь?
5. Что означает слово семья?
6. Генеалогическое древо.
7. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья».Общее настроение семьи. Вопросы.
Четвертый блок
История жилища.
Гэр байрын туухэ.
Дать детям представление о жилье, как об особой среде обитания, необходимой для выживания и развития людей в разные времена и в разных климатических условиях.
Тема: История жилища
Гэр байрын туухэ
Цель Тематический блок
Пополнить знания детей о конструкциях домов; продолжить знакомить с различными строительными материалами; воспитывать уважение к человеку труда.
Рассказать об истории жилища в Бурятии; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
Помочь ребенку сделать свой первый сознательный выбор будущего образа жизни.
1. Для чего нужны дома.
2. Изба, юрта, чум.
3. Дом будущего.
4. История жилища.
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «История жилища. Гэр байрын туухэ»
1. Из чего строят дома?
2. Что внутри многоэтажного дома? Из чего состоит квартира?
3. Загадка - «Глаза стеклянные, веки деревянные». Как ещё освещается дом?
4. Кто строит дом?
5. Назови национальные жилища людей? Чем юрта отличается от дома?
6. Первое жилище человека. Для чего оно нужно?
7. Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома?» Дошк. образ. №20 2002г.
8. Дидактическая игра «Расположи дома на карте».
9. Как изменялся дом?
10. Какие строительные профессии ты знаешь? Какую бы строительную профессию ты выбрал? Почему?
11. Кто такой архитектор и чем он занимается?
12. Почему планету называют домом?
Третий блок
Любимое тоонто
Минии турэл нютаг
Познакомить детей с историей возникновения родного села, его улиц.
Тема: Любимый тоонто
Минии турэл нютаг
Цель Тематический блок
Познакомить детей с историей возникновения родного города, его улиц (в названиях отдельных улиц нашла отражение история города, страны).
Обратить внимание детей на разные по назначению здания, их возраст и архитектуру.
Рассказать об исторических памятниках.
Воспитывать любовь и привязанность к родному городу.
1. Улицы моего тоонто.
2. Мое малое тоонто. Достопримечательности села
3. Страницы истории.
4. Любимый тоонто.
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Любимый мини тоонто»
Минии турэл хото»
1. Как называется село, в котором мы живем? Что означает это название?
2. Как раньше назывался наше село?
3. Дидактическая игра: «Знаешь ли ты свое село?» ( иллюстрации: «Прогулка по Улан-Удэ»)
4. Какие памятники есть в нашем городе?
5. Каких людей, прославивших наш город, ты знаешь?
Пятый блок
Родной край.
Тоонто – нютаг
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к малой Родине.
Тема: Родной край
Тоонто - нютаг
Цель Тематический блок
Расширять элементарные географические, естественнонаучные и экологические представления дошкольников, развивать устойчивый познавательный интерес к природе родного края.
Развивать у детей элементарные и вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязях, подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Формировать первоначальные умения, позволяющие детям участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней.
1. Мы живем в Бурятии.
2. Богатства края.
3. Тайны байкальских глубин. Водные ресурсы Бурятии.
4. Родной край.
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Родной край. Тоонто – нютаг»
1. Игровое упражнение: «Выбери флаг и герб республики Бурятия»
2. Расскажи - что означают цвета флага.
3. Почему гимн Бурятии начинается со слов : «Таежная, озерная, степная…»?
4. Дидактическая игра: «Рассели по местам» (По карте Бурятии)
5. В какой стране мы живем? Как называется республика, в которой мы живем? Столица Бурятии?
6. Расскажи и покажи символику России и Бурятии (герб, флаг, гимн)
7. Что означают на карте эти цвета? (синий, зеленый, желтый, коричневый)
8. Как люди вредят природе?
Шестой блок
Традиции и быт.
Ёhозаншал.
Дать детям знания об этнической самобытности народов
Тема: Традиции и быт.
Ёhо заншал.
Цель Тематический блок
Познакомить детей с народной культурой прошлого, со старинными предметами быта и их предназначением у русских и бурят (на базе этнографического музея народов Забайкалья).
Дать детям знания о том, что праздники есть у каждого народа, праздники бывают религиозные, бытовые, семейные, общенародные, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры и традиций.
Дать детям представления о том, что для каждой национальности характерны и свои национальные блюда, которые отражают образ жизни, историю народа.
Воспитывать этническое самосознание детей.
Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность разных народов.
1. Встреча с прошлым русских и бурят.
2. Обычаи и праздники. Сагаалган.
3. Национальная кухня. Путешествие во времени.
4. Традиции и быт.
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Традиции и быт. Ёhозаншал.»
1. Расскажи о любом предмете старины (Выставка предметов старины)
2. Игровое упражнение: «Подбери одежду и украшения русских и бурят»
3. Какие ты знаешь праздники у русских и бурят?
4. Назови национальные блюда русских и бурят?
5. Игра: «Встречаем гостей»(с атрибутами, с использованием хадака и рушника)
6. Сагаалган – что это за праздник? А пасха?
7.«Как играли наши бабушки и дедушки» (считалки, игры ….)
8. В чем сходство и различие национальных костюмов русских и бурят?
Седьмой блок
Животный мир Бурятии.
Манай нютагай амитад.
Расширять знания детей о животных (птицах, насекомых, пресмыкающихся и земноводных) малой родины
Тема: Животный мир Бурятии
Манай нютагай амитад
Цель Тематический блок
Формировать интерес к жизни животных и птиц, к особенностям их обитания, защиты и способам приспособления к природным условиям, условиям жизни.
Рассказать, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения животных.
Дать знания о том, какую пользу приносят животные и птицы для человека. Охрана животных.
1. Жизнь лесных зверей.
2. Птицы наших лесов.
3. Животные в воде и у воды.
4. Животный мир Бурятии.
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Животный мир Бурятии.
Манай нютагай амитад.»
1. Игровое упражнение: «Кто в лесу обитает, и как себя защищает?» (по картинкам)
2. Игра: «Угадай, кто это?» (Птицы. По картинкам.)
3. Игра с использованием «живой картины» : «Кто где живет?» (Животные в воде и у воды)
4. Что такое Красная книга?
5. Каких животных Бурятии ты знаешь?
6. Как разные животные живут в одном доме?
7. Игровое упражнение: «Где у птицы дом?» (Лес, луг, поле)
8. Игровое упражнение: «Кто живет в траве?»
9. Для чего нужны заповедники?
10. Какие животные занесены в Красную книгу?
Блок восемь
Растения
Ойн нютагай амитад
Познакомить детей с разнообразием растительного мира Бурятии и малой родины,
его значении в жизни человека и животных.
Тема: Растения нашего леса
Ойн ургамалнууд.
Цель Тематический блок
Дать детям знания, о ярусах леса, лес – многоэтажный дом.
Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга, поля, водоема в разные времена года.
Обогащать знания детей о растениях, о их значении для животных и человека. Целебные свойства растений.
Учить проявлять любознательность и стремление глубже познать мир растений ближайшего окружения, выполнять правила поведения при общении с природой, испытывать эстетические переживания при встрече с лесом, лугом, полем, водоемом.
1. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес.
2. Растения леса, луга, поля, водоема.
3. Природная аптека
4. Растения сибирского леса
Диагностика уровня знаний детей.
Тема: «Растения сибирского леса. Ойн нютагай амитад»
1. Почему говорят: «Лес – многоэтажный дом»?
2. Как дерево дышит, питается, растет?
3. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (растения леса, поля, луга, водоема)
4. Что такое «природная аптека»?
5. Какие ты знаешь правила поведения в лесу.
6. Что такое тайга? Почему говорят: «Лес – это многоэтажный дом»?
7. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (Растения сибирского леса)
8. Какие необычные растения, ты знаешь? В чем проявляется их необычность?
9. Какую пользу растения приносят окружающей среде и человеку?
10. Как лесник заботится о лесе?
11. Какие растения сибирского леса занесены в Красную книга? Почему?