Ожегова Ирина Владимировна
Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности
«Музыка, подобно дождю,
капля за каплей, просачивается
в сердце и оживляет его».
Р. Роллан
Патриотизм — это чувство любви к родине, уважения к ее истории, культуре и традициям. В толковом словаре Ушакова патриотизм определяется как любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Влияние досуговой деятельности на формирование патриотических чувств дошкольников неоспоримо, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и ценностей.
Публикация «Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Цель ФОП ДО - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит музыкальному руководителю. С музыкой дети соприкасаются с рождения. Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов и народной музыкой мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Цели и задачи работы музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитании детей.
Цель работы: содействие приобретению дошкольниками нравственного духовного опыта через вовлечение их в различные виды музыкальной деятельности, основанной на народных традициях, традициях православной культуры.
Задачи:
• Приобщить детей к духовно-нравственным ценностям, способствовать раскрытию личностной и духовной одаренности ребенка;
• Способствовать формированию гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу и заложить навыки и нормы поведения;
• Сохранить и укрепить психофизическое и духовное здоровье детей;
• Максимально вовлечь в воспитательно-образовательный процесс детского сада семьи воспитанников и социум.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем это- все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства. Задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Уже в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту.
«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем саду в образовательной деятельности, в игре, на праздниках и развлечениях. Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание, восприятие музыки.
Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковского, М. И Глинки, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова мы влияем на чувства, настроения, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родной природе, к родному дому, своей семье, детскому саду.
В нашем детском саду проводились такие мероприятия: «День народного единства», «Государственные символы родного края», «По страницам блокадного Ленинграда», «День космонавтики», «Смотр строевой песни ко Дню Победы- 23 февраля», «День Героев Отечества в России», «День России», «9 мая» («Спасибо прадеду за Победу», «День государственного флага», «Блокадный хлеб», «Эх, казачата, ребята удалые!», «Чтим традиции казаков», «Гулянье в казачьей станице».
В нашем детском саду стало традицией проводить «День добра», посвященные Дню Матери или Дню старшего поколения, где дети имеют прекрасную возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности старшему поколению, родителям.
Формирование духовности неразрывно связано со знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа.
Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Святки», «Масленица», «Рождество», «Пасха». Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказывают пословицы и поговорки, играют в игры.
Провели очень интересные и веселые мероприятия, отображающие быт русского народа: «День русской Березы», «День рождения деревянной ложки», «Посиделки «Самовар кипит – уходить не велит», «Кукольное представление по мотивам русских народных сказок», «Подвижные игры народов России», «Осень на порог – на стол пирог».
Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.