Лучший педагог года

Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности

Ожегова Ирина Владимировна
Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности

«Музыка, подобно дождю,

капля за каплей, просачивается

в сердце и оживляет его».

Р. Роллан

Патриотизм — это чувство любви к родине, уважения к ее истории, культуре и традициям. В толковом словаре Ушакова патриотизм определяется как любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Влияние досуговой деятельности на формирование патриотических чувств дошкольников неоспоримо, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и ценностей.

Публикация «Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Цель ФОП ДО - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит музыкальному руководителю. С музыкой дети соприкасаются с рождения. Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов и народной музыкой мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.

Цели и задачи работы музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитании детей.

Цель работы: содействие приобретению дошкольниками нравственного духовного опыта через вовлечение их в различные виды музыкальной деятельности, основанной на народных традициях, традициях православной культуры.

Задачи:

• Приобщить детей к духовно-нравственным ценностям, способствовать раскрытию личностной и духовной одаренности ребенка;

• Способствовать формированию гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу и заложить навыки и нормы поведения;

• Сохранить и укрепить психофизическое и духовное здоровье детей;

• Максимально вовлечь в воспитательно-образовательный процесс детского сада семьи воспитанников и социум.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем это- все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства. Задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Уже в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту.

«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем саду в образовательной деятельности, в игре, на праздниках и развлечениях. Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание, восприятие музыки.

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковского, М. И Глинки, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова мы влияем на чувства, настроения, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родной природе, к родному дому, своей семье, детскому саду.

В нашем детском саду проводились такие мероприятия: «День народного единства», «Государственные символы родного края», «По страницам блокадного Ленинграда», «День космонавтики», «Смотр строевой песни ко Дню Победы- 23 февраля», «День Героев Отечества в России», «День России», «9 мая» («Спасибо прадеду за Победу», «День государственного флага», «Блокадный хлеб», «Эх, казачата, ребята удалые!», «Чтим традиции казаков», «Гулянье в казачьей станице».

В нашем детском саду стало традицией проводить «День добра», посвященные Дню Матери или Дню старшего поколения, где дети имеют прекрасную возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности старшему поколению, родителям.

Формирование духовности неразрывно связано со знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа.

Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Святки», «Масленица», «Рождество», «Пасха». Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказывают пословицы и поговорки, играют в игры.

Провели очень интересные и веселые мероприятия, отображающие быт русского народа: «День русской Березы», «День рождения деревянной ложки», «Посиделки «Самовар кипит – уходить не велит», «Кукольное представление по мотивам русских народных сказок», «Подвижные игры народов России», «Осень на порог – на стол пирог».

Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников через возрождение традиции чтения родителями книг своим детямФормирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников через возрождение традиции чтения родителями книг своим детям Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников через возрождение традиции чтения родителями книг своим детям «Читайте книги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности
Опубликовано: 16 апреля 2025 в 16:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ожегова Ирина Владимировна (УИ 122411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных