Юлия Козырева
Родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников»
Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Публикация «Родительское собрание „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
План проведения:
1. Педагогический всеобуч «Экологическое воспитание»
2. Острое блюдо Педагогические ситуации
3. Экологический аукцион
4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап
1. Провести анкетирование среди родителей.
2. Подготовить и распечатать бланки с текстом педагогических ситуаций.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Детство - самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.
Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой возможно решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.
Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).
Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому смыслу. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой.
Что такое экология? «наука об отношении животных организмов друг к другу и к окружающей среде». Поэтому начнем с себя. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых (родителей и педагогов) – научить ребенка видеть красоту и неповторимость природы, научить любить и беречь природу, воспитать в детях бережное, заботливое и гуманное отношение к природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Каким образом можно осуществлять экологическое воспитание в семье? (Ответы родителей).
1. Разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.
2. Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев).
3. Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как можно больше тайн живой и неживой природы. (ОПЫТЫ)
Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.
«Острое блюдо».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли» (родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания). Дается время для ответа (1-3 минуты).
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.
Вопросы:
1. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?
2. Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?
3. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?
4. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?
5. Ребенок видит паука и говорит: «Он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?
6. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.
- Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.
- Давай, - с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?
7. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
8. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.
- Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:
- А я и не знал об этом!
Вопрос: Что рассказала Вове старушка?
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУКЦИОН
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается экологический аукцион. Цель данного аукциона: найти пути решения экологической проблемы – загрязнения окружающей среды. Приведите, пожалуйста, примеры способов охраны окружающей среды, препятствующих ее загрязнению и экономящих природные ресурсы, которые можно применить в быту, либо Вы уже их применяете. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. Участник, набравший больше жетонов, получит приз.
Уважаемые родители! Спасибо за внимание!
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы:
1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
2. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
3. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?
4. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
5. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
6. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
7. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
8. Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
9. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
10. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
11. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
12. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
13. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
14. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?
Нужно ли это делать?
15. Продолжить начатое высказывание: «Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ….».
16. Ваши предложения, пожелания: