Лучший педагог года

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»

Асанжанова Жанара Джумановна
Родительское собрание «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

«Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка».

Цель: формирование культуры общения родителей и детей на основе нравственного воспитания.

Задачи:

- показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;

- обсудить с родителями проблему отношения в семье как основу взаимопонимания;

- развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях;

- определить роль родителей в воспитании у детей принципиальности, чувства долга и чести.

Форма проведения: круглый стол.

Участники собрания: родители, воспитатель.

Подготовительный этап: видеозапись высказываний детей на тему «Нравственные уроки моей семьи», разработка памятки для родителей, подготовка презентации по теме собрания.

Оборудование: плакаты с высказываниями великих педагогов о нравственности, мультимедийное оборудование для показа презентации.

План проведения собрания:

1. Беседа с родителями – анализ высказываний великих педагогов.

2. Анализ высказываний детей «Нравственные уроки моей семьи».

3. Работа по группам: «Нравственные законы моей семьи».

4. Тренинг с родителями, направленный на развитие умения выхода из сложных ситуаций.

5. Практическая работа с родителями

6. Подведение итога.

Ход собрания:

1. Беседа с родителями – анализ высказываний великих педагогов.

Воспитатель:

- Уважаемые родители! В начале нашей беседы я попрошу высказать своё мнение по поводу следующих утверждений:

- Великий педагог К. Д. Ушинский отметил противоречие, касающееся семейного воспитания:

«Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери: они желали бы видеть в своих детях все нравственные совершенства, но в то же время желают им таких успехов в жизни, из-за которых некоторые не всегда ладят с нравственными совершенствами. К этому присоединяется ещё родительское властолюбие, тщеславие, особенного рода хвастовство своими детьми и множество других мелких и грязненьких побуждений…»

(К. Д. Ушинский «Избранные педагогические произведения»)

- Высказыванию К. Д. Ушинского более ста лет. Можно ли считать, что и сейчас это противоречие присуще современным родителям?

– Как Вы понимаете это противоречие?

– Если указанное противоречие является непреходящим, то каковы границы и пути его возможного преодоления?

- Писателю К. Симонову задали вопрос: «В своих произведениях Вы много пишете о нравственных испытаниях человеческого характера. Какие они?».

Писатель ответил: «Думаю, что любой человеческий характер в любое время воспитывается, проходя через нравственные испытания. Причем нравственные испытания бывают разные. Бывает, так называемое, трудное детство, а бывает, как порой называют, счастливое детство, когда ребёнок, а потом подросток, сыт, ухожен, отключён от материальных забот. Растёт в семье в обстановке благожелательства, а порой даже и поклонения. И, однако, такое детство – это ведь тоже нравственное испытание, и не лёгкое. Пройти через такое детство нравственно не изуродованным или нравственно не ослабленным для будущей борьбы не так-то просто».

- Прокомментируйте позицию К. Симонова.

– Какой вред ребёнку приносит, так называемое, «лёгкое», беззаботное детство?

– Надо ли на пути подрастающего человека создавать искусственные трудности?

– Какое детство можно считать по-настоящему счастливым?

2. Анализ высказываний детей «Нравственные уроки моей семьи».

- Давай проанализируем высказывания ваших детей.

3. Работа по группам: «Нравственные законы моей семьи».

- Предлагаю Вам подумать и сформулировать нравственные законы своей семьи (что «можно», чего «нельзя»).

- Насколько эти законы – правила соблюдаются всеми членами семьи?

- Как сделать так, чтобы нравственные позиции детей и родителей совпадали?

4. Тренинг с родителями, направленный на развитие умения выхода из сложных ситуаций.

Родителям предлагается обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

1. Как дальше будет развиваться ситуация?

2. Кто должен уступить место?

3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

1. В чем состоит педагогический просчет матери?

2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

- А теперь подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье.

5. Практическая работа с родителями

- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.

- Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

- Вывод:

При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:

- Я тысячу раз говорил тебе, что…

- Сколько раз надо повторять…

- О чём ты только думаешь…

- Неужели тебе трудно запомнить, что…

- Ты становишься…

- Ты такой же, как…

- Отстань, некогда мне…

- Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

- Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).

- Как хорошо, что у меня есть ты.

- Ты у меня молодец.

- Я тебя очень люблю.

- Как ты хорошо это сделал, научи меня.

- Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

- Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.

6. Подведение итога.

- Я хочу выдать вам памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.

Памятка родителям:

1) Безусловно принимайте своего ребенка.

2) Активно слушайте его переживания, мнения.

3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит.

6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8) Разрешайте конфликты мирно.

9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

- Выскажите свое мнение по поводу темы собрания.

Самоанализ мероприятия для родителей

Вопросы Оценочно-аналитические суждения

Дата проведения 20.10.2024

Возрастная группа Подготовительная группа

Мероприятие для родителей (форма, вид) Родительское собрание, круглый стол

Тема мероприятия «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»

Цель мероприятия Формирование культуры общения родителей и детей на основе нравственного воспитания.

Какая предварительная работа проведена в ходе подготовки к проведению мероприятия Подготовка приглашений для родителей; видеозапись высказываний детей на тему «Нравственные уроки моей семьи», разработка памятки для родителей, подготовка презентации по теме собрания.

Вызвало ли интерес родителей проведенное мероприятие Все родители принимали активное участие в мероприятии, тема была достаточно актуальна для них.

Использование наглядного материала Собрание сопровождалось показом презентации; использовались плакаты с высказываниями педагогов по теме собрания.

Использованные методы активизации и взаимодействия с родителями Применялся проблемный метод активизации родителей.

Трудности, возникшие в ходе проведения мероприятия В ходе мероприятия вызвало трудность задание «Нравственные законы моей семьи».

Причины трудностей Не все родители поняли задание, пришлось потратить время на повторное выполнение задания.

В следующий раз необходимо обратить внимание на (предложения по улучшению) Продумывать более четкое объяснение задания.

Какими профессиональными умениями овладели успешно. Я научилась владеть речью, быть сдержанной, не волноваться; тактично проводить беседу с родителями.

С какими трудностями столкнулись. Трудности возникли в процессе разработки конспекта собрания: не могла долго найти подходящий материал для собрания.

Какой методической литературой пользовались по совершенствованию профессиональных умений. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис-пресс, 2011. – 128с.

Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: подготовительная группа / С. И. Чиркова. - М. : ВАКО, 2015. – 336с.

Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2011. – 104с.

Общая самооценка:

Объявление о родительском собрании было подготовлено заблаговременно, дополнительно родителям были выданы приглашения на собрание. Родительское собрание проходило в группе. На собрании присутствовало 18 человек.

Поставленные цели и задачи соответствуют теме родительского собрания. Организация этапов родительского собрания методически продумана. На разных этапах собрания используется метод бесед, тренинговые игровые упражнения и задания. Перед родителями ставятся проблемные задачи, решив которые они сама формулируют выводы.

Собрание пришлось корректировать по времени в педагогическом процессе, так как выполнение одного задания было затянуто.

Ожидаемым результатом от собрания будет применение родителями полученных знаний в своей семье. В течение месяца родители попытаются при возникновении конфликтных ситуаций в семье, находить конструктивный способ решения; личным примером воспитывать у детей нравственность.

Публикации по теме:

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Родительское собрание в младшей группе «Знаете ли вы своего ребенка?» Время проведения: первый квартал. Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 18:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Асанжанова Жанара Джумановна (УИ 2278810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД