Асанжанова Жанара Джумановна
Родительское собрание «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
«Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка».
Цель: формирование культуры общения родителей и детей на основе нравственного воспитания.
Задачи:
- показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;
- обсудить с родителями проблему отношения в семье как основу взаимопонимания;
- развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях;
- определить роль родителей в воспитании у детей принципиальности, чувства долга и чести.
Форма проведения: круглый стол.
Участники собрания: родители, воспитатель.
Подготовительный этап: видеозапись высказываний детей на тему «Нравственные уроки моей семьи», разработка памятки для родителей, подготовка презентации по теме собрания.
Оборудование: плакаты с высказываниями великих педагогов о нравственности, мультимедийное оборудование для показа презентации.
План проведения собрания:
1. Беседа с родителями – анализ высказываний великих педагогов.
2. Анализ высказываний детей «Нравственные уроки моей семьи».
3. Работа по группам: «Нравственные законы моей семьи».
4. Тренинг с родителями, направленный на развитие умения выхода из сложных ситуаций.
5. Практическая работа с родителями
6. Подведение итога.
Ход собрания:
1. Беседа с родителями – анализ высказываний великих педагогов.
Воспитатель:
- Уважаемые родители! В начале нашей беседы я попрошу высказать своё мнение по поводу следующих утверждений:
- Великий педагог К. Д. Ушинский отметил противоречие, касающееся семейного воспитания:
«Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери: они желали бы видеть в своих детях все нравственные совершенства, но в то же время желают им таких успехов в жизни, из-за которых некоторые не всегда ладят с нравственными совершенствами. К этому присоединяется ещё родительское властолюбие, тщеславие, особенного рода хвастовство своими детьми и множество других мелких и грязненьких побуждений…»
(К. Д. Ушинский «Избранные педагогические произведения»)
- Высказыванию К. Д. Ушинского более ста лет. Можно ли считать, что и сейчас это противоречие присуще современным родителям?
– Как Вы понимаете это противоречие?
– Если указанное противоречие является непреходящим, то каковы границы и пути его возможного преодоления?
- Писателю К. Симонову задали вопрос: «В своих произведениях Вы много пишете о нравственных испытаниях человеческого характера. Какие они?».
Писатель ответил: «Думаю, что любой человеческий характер в любое время воспитывается, проходя через нравственные испытания. Причем нравственные испытания бывают разные. Бывает, так называемое, трудное детство, а бывает, как порой называют, счастливое детство, когда ребёнок, а потом подросток, сыт, ухожен, отключён от материальных забот. Растёт в семье в обстановке благожелательства, а порой даже и поклонения. И, однако, такое детство – это ведь тоже нравственное испытание, и не лёгкое. Пройти через такое детство нравственно не изуродованным или нравственно не ослабленным для будущей борьбы не так-то просто».
- Прокомментируйте позицию К. Симонова.
– Какой вред ребёнку приносит, так называемое, «лёгкое», беззаботное детство?
– Надо ли на пути подрастающего человека создавать искусственные трудности?
– Какое детство можно считать по-настоящему счастливым?
2. Анализ высказываний детей «Нравственные уроки моей семьи».
- Давай проанализируем высказывания ваших детей.
3. Работа по группам: «Нравственные законы моей семьи».
- Предлагаю Вам подумать и сформулировать нравственные законы своей семьи (что «можно», чего «нельзя»).
- Насколько эти законы – правила соблюдаются всеми членами семьи?
- Как сделать так, чтобы нравственные позиции детей и родителей совпадали?
4. Тренинг с родителями, направленный на развитие умения выхода из сложных ситуаций.
Родителям предлагается обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
Ситуация первая.
В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Вопросы:
1. Как дальше будет развиваться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?
Ситуация вторая.
В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”
- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
1. В чем состоит педагогический просчет матери?
2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
3. Как вы поступили в таком случае?
Ситуация третья.
В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.
Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.
- А теперь подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье.
5. Практическая работа с родителями
- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.
- Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
- Вывод:
При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:
- Я тысячу раз говорил тебе, что…
- Сколько раз надо повторять…
- О чём ты только думаешь…
- Неужели тебе трудно запомнить, что…
- Ты становишься…
- Ты такой же, как…
- Отстань, некогда мне…
- Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
- Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
- Как хорошо, что у меня есть ты.
- Ты у меня молодец.
- Я тебя очень люблю.
- Как ты хорошо это сделал, научи меня.
- Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
- Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.
6. Подведение итога.
- Я хочу выдать вам памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.
Памятка родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
- Выскажите свое мнение по поводу темы собрания.
Самоанализ мероприятия для родителей
Вопросы Оценочно-аналитические суждения
Дата проведения 20.10.2024
Возрастная группа Подготовительная группа
Мероприятие для родителей (форма, вид) Родительское собрание, круглый стол
Тема мероприятия «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»
Цель мероприятия Формирование культуры общения родителей и детей на основе нравственного воспитания.
Какая предварительная работа проведена в ходе подготовки к проведению мероприятия Подготовка приглашений для родителей; видеозапись высказываний детей на тему «Нравственные уроки моей семьи», разработка памятки для родителей, подготовка презентации по теме собрания.
Вызвало ли интерес родителей проведенное мероприятие Все родители принимали активное участие в мероприятии, тема была достаточно актуальна для них.
Использование наглядного материала Собрание сопровождалось показом презентации; использовались плакаты с высказываниями педагогов по теме собрания.
Использованные методы активизации и взаимодействия с родителями Применялся проблемный метод активизации родителей.
Трудности, возникшие в ходе проведения мероприятия В ходе мероприятия вызвало трудность задание «Нравственные законы моей семьи».
Причины трудностей Не все родители поняли задание, пришлось потратить время на повторное выполнение задания.
В следующий раз необходимо обратить внимание на (предложения по улучшению) Продумывать более четкое объяснение задания.
Какими профессиональными умениями овладели успешно. Я научилась владеть речью, быть сдержанной, не волноваться; тактично проводить беседу с родителями.
С какими трудностями столкнулись. Трудности возникли в процессе разработки конспекта собрания: не могла долго найти подходящий материал для собрания.
Какой методической литературой пользовались по совершенствованию профессиональных умений. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис-пресс, 2011. – 128с.
Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: подготовительная группа / С. И. Чиркова. - М. : ВАКО, 2015. – 336с.
Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2011. – 104с.
Общая самооценка:
Объявление о родительском собрании было подготовлено заблаговременно, дополнительно родителям были выданы приглашения на собрание. Родительское собрание проходило в группе. На собрании присутствовало 18 человек.
Поставленные цели и задачи соответствуют теме родительского собрания. Организация этапов родительского собрания методически продумана. На разных этапах собрания используется метод бесед, тренинговые игровые упражнения и задания. Перед родителями ставятся проблемные задачи, решив которые они сама формулируют выводы.
Собрание пришлось корректировать по времени в педагогическом процессе, так как выполнение одного задания было затянуто.
Ожидаемым результатом от собрания будет применение родителями полученных знаний в своей семье. В течение месяца родители попытаются при возникновении конфликтных ситуаций в семье, находить конструктивный способ решения; личным примером воспитывать у детей нравственность.