Елена Польченко
Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи в семье и детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
во 2 младшей группе
Тема: Развитие речи в семье и детском саду.
1. Выступление воспитателя «Развитие речи младших дошкольников»
Темочки:
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
(с показом презентации «Работа по развитию речи в детском саду»)
2. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.
3. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели группы, родители.
Материал: презентация детской деятельности, выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, подборка литературы для родителей, буклеты по теме собрания, ширмы.
Части собрания :
1. Вводная часть
• Звучит спокойная музыка.
• Представление воспитателем темы и участников собрания.
2. Основная часть
• Выступление воспитателя группы по теме «Развитие речи младших дошкольников», сопровождаемое презентацией.
• Практические задания для родителей по развитию речи.
• Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики.
3. Разное
4. Подведение итогов
• Подведение итогов.
• Выдача родителям памяток по теме собрания.
«Развитие речи младших дошкольников».
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Предлагаю вам, уважаемые родители, отправиться в путешествие по стране «Развитие речи», где вы познакомитесь с различными формами и методами звуковой культуры речи и также обогащение словаря ребенка.
«Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
/На каждой станции воспитатель предлагается материал для родителей. /
1. Станция «Сказочная».
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. После прочтения спросите у ребенка, кто вам из героев сказки больше всего понравился, а кто нет. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. У кого из вас есть старшие дети, то можно по выходным устраивать различные представления. Таким образом, вы не только будете развивать речь ребенка, но еще и ребенок будет более раскрепощенным. Вы часто можете наблюдать когда, дети стесняются на утренниках читать стихи или играть в сценках. А такой способ – «театральные игры» поможет вам решить данную проблему.
Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
2. Станция «Ловкие пальчики»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
А развивать моторику пальчиков нам помогут простые способы. Это лепка пластилином, рисование, учите детей уже сейчас держать правильно карандаш и кисточку, приучайте крепко обхватывать их пальчиками. Позволяйте дома чаще работать с ножницами, изготавливайте поделки из бросового материала (крупа, макароны, листочки и пр.) и конечно же массаж рук, растирание ладоней, хлопки ладонями и пр.)
Все это также будет способствовать хорошему развитию речи вашего ребенка.
3. Станция «Игровая».
Игры для формирования звукопроизношения
Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение Р, С, Ш, Б. т. д замечают все. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
Жа - жа - жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки
Если ваш ребенок переставляет буквы в словах, также помогут подобные игры и упражнения. (пример – зенелый (зеленый)
4. Станция «Звуковая».
Ученными доказано, что восприятие различных звуков также влияет на речь ребенка. Обращайте внимание детей на звуки природные, звуки которые исходят от бытовых приборов, от разговорной речи, а так же музыкальных инструментов. Ведь не спроста музыкальные игрушки зачастую рекомендуют от 1 до 3-4 лет. т. е. когда формируется речь ребенка. Услышали какой либо звук, спросите у ребенка, на что это похоже или догадайся что это?
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни и также при наблюдении за природой.
5. Станция «Природная»
Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Отправляясь на прогулку, мы можем:
Поговорить с детьми о том, какое сейчас время года, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано,;
В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.
Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.
Загадать загадку и найти отгадку.
Поискать приметы времени года.
Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами.
Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.
Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.
Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами, Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д. ,
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д. ,
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ,
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д. ,
- луна (яркая, растущая и т. д.).
Итог родительского собрания :
- родители задают вопросы на уточнение;
Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. 1. Принятие решения собрания.
2. Решение текущих вопросов.
3. Подведение итогов
Литература для подготовки к собранию :
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей : Дидактический материал по развитию речи детей у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду, М., «Вако», 2014.
4. Материалы интернета.