Пятницкая Татьяна
Родительское собрание «Речевое развитие младших дошкольников» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе на тему "Речевое развитие младших дошкольников"
Цель: Раскрытие роли речи в психическом развитии ребёнка младшего школьного возраста.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Речевое развитие младших дошкольников“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей четвертого года жизни;
2. Проанализировать речевое развитие детей второй младшей группы (сводные результаты диагностики);
3. Рассказать родителям о речевых играх, в которые полезно играть с ребёнком дома;
4. Привлечение родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: воспитатели группы, родители.
Ход собрания
Вводная часть
Уважаемые родители, мы рады, что вы нашли время посетить наше родительское собрание! Сегодня мы с вами поговорим о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, обсудим уровень речевого развития детей (что мы умеем, а чему еще предстоит научиться в течение учебного года, познакомимся с речевыми играми, в которые вы можете играть дома вместе со своими детьми.
Основная часть
Говоря о речевом развитии детей четвертого года жизни, в первую очередь хочется сказать о том, что в этом возрасте особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.
Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.
К трем годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).
В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, вопросительные).
Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).
Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.
Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.
У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный, поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.
Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д., но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.
Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка, но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).
В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.
К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 %
Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.
В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).
Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят, притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.
Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)
На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения.
В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.
С дошкольниками четвертого года жизни проводятся специально организованные занятия по развитию речи раз в неделю, в своей работе мы ориентируемся на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,2014г.
Мы предлагаем вашему вниманию памятки, изучив которые, вы познакомитесь с содержанием психолого-педагогической работы по развитию речи детей второй младшей группы:
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
(вторая младшая группа – от 3 до 4 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный
запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви,
головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов
(у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает,стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко,под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Уважаемые родители, теперь вы знаете каких результатов нам с вами нужно достигнуть на данной ступеньке речевого развития детей.
Нам бы хотелось познакомить вас с сводными результатами педагогической диагностики на середину учебного года. По её результатам. Во многом полученные диагностические данные обусловлены возрастными особенностями речевого развития детей 3-4 лет.
Мы предлагаем вашему вниманию речевые игры, в которые вы можете поиграть вместе со своими детьми дома. Они просты, их легко запомнить и обыграть, например, используя мяч:
1."Общие слова"
Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи)
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
сосна, берёза, клён — это…
2. "Назови ласково"
Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи. Пример: снеговик-снеговичок, зеркало-зеркальце и т. п.
3. "Кто больше?"
Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков. Пример: мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
4. "Кто больше действий назовёт"
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы. Пример: Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.).
5. "Кто больше знает вежливых слов?"
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
6."Скажи наоборот"
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные. Пример: грустный – веселый, большой –маленький.
7. "Из чего сделано?"
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Пример: Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, «кожаные». Затем бросала мяч другому ребенку, говорит: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: меховые и т. д.
8. "Какая погода"
Цель: упражнять в образовании качественных прилагательных.
Пример: идет дождь – дождливая; дует ветер – ветреная.
9. "Олины помощники"
Цель: учить образовывать форму мн. числа глаголов.
Пример: Ноги - ходят, прыгают, танцуют; руки - берут, рисуют… и т. д.
Заключительная часть
Надеемся что данная информация была полезной для Вас, спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 — 368 с.