Дворникова Наталья
Родительское собрание «Вежливые люди»
▼ Скачать + Заказать документы
родительское собрание "Вежливые люди"
Цель:
1. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем;
2. Выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Вежливые люди“» размещена в разделах
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Содействовать повышению уверенности в себе;
3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Упражнение 1. «Будьте здоровы!»?
Задание. Громко крикнуть одно из трех слов: «алыча», «ящик», «хрящик».
Инструкция. Участники делятся на три группы. Каждая должна громко прокричать «алыча», или «ящик», или «хрящик». Сначала проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат. При слитном звуча-нии должно получиться «пчхи», на что ведущий отвечает: «Будьте здоровы!».
Упражнение 2 -самодиагностика «Я в лучах солнца».
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя, анализ выполненного упражнения)
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные - это улыбка, имя собеседника, комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя доброжелательная улыбка!
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители, его ребенка и т. д. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы.» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») ,чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели., знали!», «Нас всех беспокоит, что дети. ’. «Наши дети.», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение 3. «Выбираем качества характера»
Задание. Выбрать качества, которые позволяют эффективно общаться с другими.
Инструкция. На 3-х листках бумаги каждый выписывает по три качества, которые, по его мнению, наиболее эффективны для позитивного общения. Далее эти листочки подсчитываются, выявляются 3 наиболее популярных.
Упражнение 4. «Диалог двух партнеров»
Задание. Составить диалог двух партнеров, каждый из которых хочет удержать внимание собеседника только на интересующей его теме.
Инструкция. Воспитателям предлагают распределиться по парам, выбрать тему для разговора (история из жизни, придуманный рассказ, решить, кто выступит в роли рассказчика. Продумать средства, с помощью которых внимание партнера будет удерживаться на содержании рассказа (партнер по общению должен постараться, задавая вопросы рассказчику, перевести разговор на свою тему).
По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов к рассказчику (какие ощущения возникли, когда партнер попытался сменить тему разговора? трудно ли было удержаться на со-держании заявленной темы? какими способами Вы пытались удержать внимание собеседника) и к его партнеру (было ли Вам легко включиться в содержание рассказа? какими вопросами Вы пытались перевести разговор на себя).
Упражнение 5. «Да, но…»
Задание. Составить диалог двух партнеров, каждый из которых хочет, чтоб последнее слово осталось за ним.
Инструкция. Воспитателям предлагают распределиться по парам, один – воспитатель, другой- родитель. Воспитатель жалуется родителю на проступок, поведение ребенка, родитель не видит в этом поступке ничего дурного, защищает своего ребенка. Все фразы начинаются словами «да, но…»
По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов (какие чувства возникали, насколько конструктивно такое взаимодействие)
Упражнение 6 "Сфера ответственности"
( В пространстве комнаты размешаются листы с надписями: ’Родитель", "Воспитатель", "Администрация" и т. п.)
Как вам кажется, кто больше несет ответственности за эффективное общение? В большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.
Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
• Я хороший - ты плохой (позиция сверху)
• Я плохой - ты хороший (позиция снизу)
• Я хороший - ты хороший (позиция на равных)
Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3? Что она означает? (1 - назидание, превосходство; 2 -заискивание, лебезит- внутреннее опасение; 3 - принятие другого человека, общение на равных).
Упражнение 7 "Самый трудный родитель, самый приятный родитель".
Воспитателям предлагается каждому создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства (перечислить качества).
Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Стили «адвоката» и «прокурора».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы и взаимопонимания. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.
Стиль «адвокат» рекомендуется использовать в общении с родителями когда :
• Родители просят совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением ребенка;
• Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
• Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиции его защитника- человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повествовательной форме, задавать вопросы гораздо труднее. Мы задаем вопросы. Что бы помочь, а не что бы обвинять.
Позиция «адвокат» :
• Какой бы серьезной ни была ситуация мы попытаемся найти выход;
• Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит существуют какие-то причины. Мы разрешим данную ситуацию.
Позиция «прокурор» :
• В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
• Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Сядьте поудобнее и закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости.
Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах.
Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?.
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…