Борисова Елена
Родительское собрание «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Борисова Елена Леонидовна
Цель :
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Добрый вечер, уважаемыеродители!
Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Публикация «Родительское собрание „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Для чего мы делали это упражнение?
Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Практическая часть
Знакомство с разновидностями пальчиковых игр
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные игры с пальчиками
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Игры с предметами и материалом
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками.
1. Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Гусь
Гусь стоит,
И всё гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет.
Га – га – га!
2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).
Наматывание ленточек
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
1. Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .
Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -
«Мы едим на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Развитие графической моторики
Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.
Художественно-творческая деятельность
И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:
Рисование
Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)
Аппликация (мозаичная, обрыванием).
Модульное оригами.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)
Массаж рук грецким орехом
(Катаем орех между ладонями)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Игра с шестигранными карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
Упражнение «Накрути ленточку на палочку»
Игра с крупными бигудями
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!
Би – би - би!
Катают бигуди между ладошек
Вперёд – назад.
Руки держат перед собой.
В заключительной части собрания раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.