Елена Жемчугова
Родительское собрание в старшей группе «Развиваем речь ребенка 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе.
Тема: «Развиваем речь ребенка 5-6 лет»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Развиваем речь ребенка 5–6 лет“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Дистанционное собрание с применением игротренинга.
Участники: Воспитатель, родители.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Полезные советы.
4. Разное.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Обратите внимание на речь своего ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна его речь.
Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными
нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий
речи, нарушения в формировании речевых компонентов.
Я коротко перечислю наиболее актуальные проблемы, характерные для
многих детей:
1. Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
2. Бедная речь – недостаточный словарный запас;
3. Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;
4. Неправильное звукопроизношение;
5. Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.
6. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на заданную тему, пересказать текст.
Свободная, ясная, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы стремимся. Достичь этой цели нелегко, и решить её мы можем только в сотрудничестве семьёй.
Что же интересного мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
1. На занятиях по развитию речи большое внимание уделяем рассказыванию:
- составлению описательных рассказов (опиши явление, игрушку, животное)
- составлению рассказов по картине, по серии картинок
- пересказам
- составлению творческих рассказов (продолжи сказку, составь рассказ на предложенную тему и т. д.)
2. На занятиях по обучению грамоте, мы знакомим детей с гласными и согласными звуками, их отличиями. Учим определять каждый звук в слове. Дети узнают об особенностях согласных звуков, о том, что они бывают твердые и мягкие. Гласный – обозначается красным цветом, твердый согласный - синим, а мягкий согласный – зеленым цветом.
Определяем количество слогов в слове, на какой слог падает ударение.
3. Часто рассказываем стихотворения друг перед другом - это способствует развитию выразительности, тренирует память.
4. Для улучшения звукопроизношения регулярно проводим артикуляционную гимнастику, разучиваем чистоговорки и скороговорки.
5. Проводим пальчиковую гимнастику и кинезиологические упражнения.
2. Игротренинг с родителями.
Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Давайте все вместе потренируемся.
Пальчиковая гимнастика «Белочка»
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение двумя руками одновременно.
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Кинезиологические упражнения
«Один – два» (одновременно на правой руке выпрямить указательный палец (один, а на левой выпрямить указательный и средний палец (два, сжать кулаки, и поменять положение пальцев (два – один). Продолжать в течение 1 минуты.
«Коза – заяц»
«Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
«Заяц» - вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Одновременно показать левой рукой «Козу», а правой «Зайца», сжать кулаки и поменять положение пальцев (левая рука «Заяц», правая «Коза) 1 мин.
• Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Для того, чтобы полученные в детском саду знания, закреплялись в семье, мы
рекомендуем использовать дома, и по дороге в детский сад речевые игры,
которые не требуют особой подготовки.
«Скажи наоборот».
Назови слово противоположное по значению
сильный – слабый
теплый – холодный
высокий – низкий
добрый – злой
веселый - грустный
большой – маленький
тонкий - толстый
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
больной - здоровый
молодой - старый
темный - светлый
черный - белый
внизу – вверху
древний/старинный - современный
новый - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
прямой - кривой
одетый - раздетый
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
внутри - снаружи
широкий - узкий
один - много
«Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки).
«Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
«Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный, солнце (какое, ворона (какая).
«Назови предмет»
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, апельсин)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало, лед, стена) и т. д.
«Почемучка» Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
«Назови одним словом».
Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)
Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)
Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)
Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)
Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)
День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)
Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)
Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)
Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)
«Назови»
Домашних животных (диких животных, овощи, фрукты, мебель, птиц, рыб, морских обитателей, деревья, цветы, грибы, геометрические фигуры и др.)
«Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к,], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук [c,] и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый, а так же назвать последний звук в слове.
«Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б,] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т. д.
3. Полезные советы.
• Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!
• Поощряйте познавательную активность ребёнка, ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни.
• Не торопитесь все рассказать и объяснить сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
• Чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
• Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук : лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.
Итог. Кто хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка? Если у вас вопросы по теме развития речи детей?
4. Разное
1. Закрепляйте дома навык владения ребенком ножницами. Давайте детям вырезать картинки, мастерить аппликации. Сделайте выбор в пользу творчества!
2. Дети должны знать свою фамилию, имя, отчество, И. О. мамы и папы, их профессию, свой адрес, страну, край.
3. В следующем учебном году мы планируем вести 2 кружка: «Говорим красиво» - кружок по развитию речи и «Мастерилка», где мы будем учиться шить, пришивать пуговицы и мастерить разные поделки из бумаги и картона.
Для шитья нам потребуются пяльцы, иглы с большим ушком, канва, пуговицы.
4. Мы планируем в этом учебном году посетить несколько экскурсий: в пожарную часть, в музей подводных лодок в ДОФе, еще раз сходить в библиотеку. Для выхода на экскурсию нам требуются сопровождающие родители 3-4 человека.
5. Предлагаем организовать совместный выезд с родителями в конный клуб «Живой восторг», и провести акцию «Дари Добро!», собрать продукты и ветошь для животных.
Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.