Наталия Алфёрова
Родительское собрание в старшей группе «Игры на развитие пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Представляю вам тему «Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста».
Вопросы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста освещали многие педагоги – теоретики. Исследования Л. А. Венгера и Т. Д. Рихтермана показали что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития. При конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность, возникают трудности при овладении чтением и счетом.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Игры на развитие пространственных представлений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в пространстве и во времени. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, вверх — вниз, вправо -влево). Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».
Давайте поговорим о зеркальном отражении!
С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.
Для того, чтобы познакомить вас с играми на развитие пространственных представлений приглашаю вас в путешествие, в город «Пространтсво», где дороги – называются ориентированием, а улицы – это виды ориентирования.
Сейчас мы находимся на улице «Мое тело» - это первый вид ориентирования, с которым знакомят дошкольников. Здесь знакомят детей с правой и левой стороной своего тела, что на теле у ребенка находится вверху, а что внизу. Игра «Дотронься до…»
Для закрепления можно использовать игру «Замри» с речевым сопровождением.
Следующая улица нашего города – «Предлоги». Для знакомства детей с предлогами используем книжки – панорамы, в которых есть подвижные части и можно наглядно детям показать значение предлогов. Можно самим выполнить пособия на понимание и употребление предлогов. А также использовать уже готовые, фабричные игры, например игра «Домик».
Сейчас мы находимся на улице «Ориентировка на листе бумаги». Здесь могут быть использованы различные задания на размещение маленьких игрушек или предметов, орнаментов на листе. Используются термины «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посередине». А также можно включать в работу простейшие лабиринты.
Давайте с вами поиграем. По словесным инструкциям нарисуйте геометрические фигуры. Круг – посередине листа, квадрат – справа, треугольник – слева, ромб – сверху, трапецию – снизу, овал в левом верхнем углу, прямоугольник – в правом нижнем углу.
Есть еще одна улица – это улица «Пространство». Здесь учат детей передвигаться или располагать предметы в пространстве с точкой отсчета «от себя». Например, используют такие задания:
- «Поставь игрушку на полу справа, слева»;
- «Поставь игрушку на стол, под стол»;
- «Сделай 2 шага направо налево, назад, вперед».
Мы познакомились с нашим городом. У каждого человека есть свой дом, я предлагаю вам «адреса», найдите свой дом в этом городе.
Для обучения ориентировкам в пространстве важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомить их с графиками, схемами, моделями. Для этого в программу включены игры графические диктанты.
Графический диктант
– Нарисуйте 1 клеточку вправо, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 2 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 3 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 4 – вверх.
Уважаемые родители, игр на развитие пространственных представлений очень много, я познакомила вас с некоторыми играми из них и разработала памятку на память о нашей встрече.