Василькова Евгения Павловна
Родительское собрание в старшей группе «Старший дошкольный возраст, какой он»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе «Белочки»
Тема: «Старший дошкольный возраст, какой он?»
Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Старший дошкольный возраст, какой он“» размещена в разделах
Задачи: Рассмотреть возрастные особенности детей 5 – 6 лет, познакомить родителей с образовательным процессом в старшей группе. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
Ход:
Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня на собрании. Вот и стали наши дети на год старше. С чем я вас поздравляю, желаю вам мудрости, сил, терпения и, конечно же, здоровья.
Выступление на тему: «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития.
Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.
Возраст 5-6 лет представляет собой старший дошкольный этап, который играет ключевую роль в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Это критически важный период, в который закладываются основы многих личных качеств, формируется самоощущение и происходит становление «Я» позиции. Психологи и педагоги отмечают, что до 90% всех базовых черт личности формируются именно в этом возрасте, что позволяет предположить, каким человеком может стать малыш в будущем. Этот период называется сенситивным, так как он наиболее благоприятен для активного развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения. Важная задача — сделать игровой материал более сложным и интеллектуальным, чтобы дети могли думать и анализировать. В возрасте 5-6 лет ребенок как губка впитывает информацию, что научно доказано: количество запоминаемого материала в это время значительно превышает объем, который можно усвоить в дальнейшем. Дети становятся особенно любознательными, заинтересованными во всем, что связано с окружающим миром, и стремятся расширять свои знания. Чтение детских энциклопедий становится отличным способом познакомить ребенка с новой информацией о космосе, живой природе, человеческом теле, разных странах и исторических событиях. Эти книги объясняют сложные концепции доступным языком, что позволяет ребенку легче усваивать знания. Для оптимального развития познавательной сферы детей в этом возрасте важны игры, направленные на обучение. Важно не просто отвечать на вопросы детей одним словом, но развернуто объяснять и спрашивать их мнение. Например, можно задать вопросы типа: «Почему сейчас зима? Как ты это объяснишь?» или «Почему не стоит разводить костер в лесу?». Дети часто накапливают много неосознанной информации, и задача взрослых — помочь им структурировать и осмыслить эти знания. В возрасте 5-6 лет у детей становится важным их самооценка и оценка окружающих. Дети могут критично воспринимать свои недостатки и давать характеристику своим сверстникам, также замечают отношения между взрослыми и детьми. В логических играх проявляется и их личностный аспект: правильно решив задачу, ребенок испытывает радость, уверенность и стремление к победе. Однако есть и те, кто сдается и не верит в свои силы. Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы развивать у ребят стремление к успеху. Важно, чтобы ребенок понимал: «Я могу». Родители остаются для детей примером. Если в семье царит позитивная атмосфера, а у ребенка нет страхов, обид и тревог, он охотнее воспринимает любую информацию, как личностного, так и интеллектуального характера. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к вопросам, выходящим за пределы детского сада и их личного опыта. Они начинают задумываться о будущем школьном обучении, что создает особую атмосферу в группах. Интерес к школе развивается через общение с воспитателем, встречи с учителем, совместные мероприятия со школьниками, посещение школы и сюжетно-ролевые игры на школьные темы. Главное — связать нарастающий интерес детей к новой роли школьника с их достижениями и желанием познавать новое. К этому возрасту у ребенка уже накоплен значительный объем знаний, который продолжает активно пополняться. Он стремится делиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует формированию познавательной мотивации в общении. В то же время широкий кругозор ребенка может положительно сказываться на его успехах среди друзей. Также у детей проявляется интерес к арифметике и чтению. Они уже способны решать простые геометрические задачи, используя навыки представления объектов. Ребенок научился запоминать информацию целенаправленно. Старший дошкольный возраст характеризуется способностью детей распознавать широкий спектр человеческих эмоций, а также возникновением устойчивых чувств и отношений. В это время начинают формироваться «высшие чувства» : интеллектуальные, моральные и эстетические. На фоне эмоциональной зависимости от оценок со стороны взрослых у ребенка возникает стремление к признанию, которое проявляется в желании получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. В этом возрасте у детей часто проявляется такая черта, как лживость, то есть сознательное искажение правды. Это может происходить в результате нарушенных отношений с родителями, когда взрослый, проявляя чрезмерную строгость или негативное отношение, мешает развитию у ребенка позитивного самоощущения и уверенности в своих силах. Чтобы не потерять доверие взрослого и защититься от критики, ребенок иногда начинает придумывать оправдания своим ошибкам и перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от участия взрослого, поскольку именно в общении с ним ребенок осваивает нравственные нормы и правила. Важно формировать у ребенка привычку к нравственному поведению. Это можно сделать через создание проблемных ситуаций и вовлечение детей в их обсуждение в ходе повседневной жизни.
Вам как его родителям важно :
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на выражения «ты должен» и «обязан».
Все услышанное предлагаю подытожить игрой
Игра «Волшебный клубочек»
Каждый должен взяться за ниточку. Затем поочередно сматывать ее в клубочек. При этом ответить на вопрос: Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? (Каждый наматывает нить и называет качества, последней говорит свои пожелания воспитатель)
Воспитатель: Я присоединяюсь ко всем вашим словам. Наш клубочек непростой, волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться у нас в группе, как напоминание нашего единства.