Светлана Власова
Родительское собрание в средней группе «Удивительные блоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы в области развития познавательных процессов у детей с помощью блоков Дьенеша.
По мнению Л. С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего уметь обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Удивительные блоки“» размещена в разделах
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию.
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному. Детям уместно предложить для начала простые игры и упражнения, цель которых освоение и выделение 4 свойств: по форме, цвету, размеру, толщине, слов "такой же", "не такой". Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»
Какие игры мы использовали для закрепления этих знаний:
Игра «Чудесный мешочек» дети закрепляют знания о геометрических фигурах их величине и толщине, умение угадывать на ощупь. Причем задания они могут давать друг другу самостоятельно.
Ход игры:. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
«Чудесный мешочек» -2
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. в игре «Угощение для зверят» или «Раздели фигуры» дети закрепляют знания в выделении свойств блоков. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
-А у зайки? (Все не красные). Попробуйте разделить фигуры по-другому:а) чтобы у мишки оказались все круглые;б) чтобы зайцу достались все большие;в) чтобы зайцу достались все желтые и т. д. Более сложный вариант этой игры: Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие).
Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).
А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).
Преимущество игр с блоками в том, что проводить их можно как индивидуально с одним ребенком, так и с группой детей. Во время зарядки мы провели игру «Эй фигуры не ленись на зарядку становись». Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего дети группируются по словесному заданию выделяя одно, два, три или все четыре имеющимся признака. Причем в этой игре дети могут быть пассажирами поезда, а блоки билетами на поезд.
В игре «Цепочка» можно устроить мини соревнование кто из детей быстрее построит дорожку для зверят, или нарядит елочку или выстроит вагончики для паровозика, сделает куклам бусы. От произвольно выбранной фигуры нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
А в игре «Соберем урожай» дети сначала складывают блоки в ведерко, а после проверяют весь ли урожай правильно попал в ведерко.
Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Детям очень нравится игра «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию, выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. В результате наблюдений выяснилось, что они играют в нее самостоятельно.
В игре "Второй ряд" Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Предложить ребенку построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
Так же самостоятельно дети любят играть в игру "Домино"
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.
Ходить можно по-разному.
Например :а) фигурами другого цвета (формы, размера);б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы; в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном. Величину - силуэтом домика (большой, маленький). Форму - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).Толщину - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала. Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. перечисляли его признаки
Для усвоения этих знаний мы использовали следующие игры
«Загадки без слов». Педагог предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подскажут вам, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры».
Взрослый показывает карточку, например отображающую свойство «тонкий». Дети называют свойство, находят соответствующий блок и оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку, возвращает блок.
Далее предъявляются по одной карточки, отображающие другие свойства, например синий, не большой, круглый, не желтый.
С целью поддержания интереса у детей педагог предлагает разные игровые задачи (собрать для белочки съедобные грибы, найти любимое печенье Винни-Пуха, помочь спрятаться мышатам от проказника кота и т. п.).
Сначала ведущим является взрослый, потом им становится кто-то из детей. Право загадывать получает тот, кто первым находит блок-отгадку. Выигрывает тот ребенок, у которого оказывается наибольшее количество блоков-отгадок.
В игре «Засели домик» блоки это жильцы которых нужно расселить по этажам ориентируясь на символы обозначающие свойства блока. Карточки символы можно также в игре «Клумба» «Украшаем елочку» и т. д., это зависит от вашей фантазии.
В игре «Где чей гараж?» Дети так же будут ориентироваться на знаки-символы свойств, разбивать и группировать блоки. Название игры, которую вы предложите детям, будет зависеть от сюжета. Если в игре нужно помочь блокам-листочкам найти свои ветки, играйте в «Логическое дерево», если помочь зверям попасть к себе домой то «Заколдованный лес». Вы можете ставить и другие игровые задачи, называя игру по-своему. Основная суть игры — классификация — от этого не изменится.
Пусть в игре дети — водители, блоки — машины. Перед детьми располагается схема, на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины (блоки) отправить в свои гаражи.
Организовать игру можно по-разному:
1) дети выполняют классификацию всей группой (одна схема и один набор блоков на всех); участники игры разбирают блоки-машины и поочередно «едут» в свои гаражи;
2) дети выполняют классификацию индивидуально (у каждого ребенка есть схема и набор блоков);
3) дети делятся на пары (у каждой пары есть схема и набор блоков); игроки делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин; в случае ошибки игрок оставляет фигуру себе; выигрывает тот, кто первым выкладывает все фигуры.
Далее игра повторяется с другими схемами.
Наша цель – была рассказать вам об «Удивительных блоках» и заинтересовать Вас использовать блоки Дьенеша дома, для совместных игр с детьми, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет! А вы вместе с детьми сможете придумать еще не мало интересных игр с блоками.