Светлана Сергеева
Родительское собрание для средней группы на тему «Психосексуальная идентификация детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами будем говорить о психосексуальной идентификации детей дошкольного возраста. А проще говоря, мы с вами узнаем и поймём, когда девочка становится девочкой, а мальчик-мальчиком и так же обсудим проблемы с этим связанные, как у детей так и у взрослых.
У ребёнка 5-6 лет под влиянием соответствующих образов и стратегий поведения родителей уже должна сложиться характерная направленность в отождествлении
Публикация «Родительское собрание для средней группы на тему „Психосексуальная идентификация детей“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
(т. е. идентификации) себя со взрослыми, конечно, прежде всего с родителями, того же пола, что и он. Эта направленность в дальнейшем и будет определять психические, сексуальные особенности, а так же межличностное поведение ребёнка.
Психосексуальная идентификация протекает под влиянием множества факторов:
Отождествление себя с взрослым и имитация его поведения;
Соответствующее внушение со стороны взрослых. Например: родители информируют ребёнка о том, что он или она – мальчик (девочка, а так же о том, как им необходимо себя вести в той или иной ситуации («не плачь, ты же мальчик, будущий мужчина» или
«ты же девочка, а девочки должны быть аккуратными»).
Поощрения за соответствующее полу поведения и, наоборот, порицание за несоответствующее.
Примерно с двух лет ребёнок уже знает, кто он – мальчик или девочка, но эти категории ещё слабо наполнены содержанием, в основном он сравнивает себя с другими людьми по внешним признакам (одежде, причёске, игрушкам, то есть по внешним признакам).
А к 5 – 6 годам формируется уже устойчивая «роль», и различия в поведении, высказываниях, взаимоотношениях детей разного пола должны быть заметны.
Однако из-за ошибок или небрежности в воспитании может отмечаться несовпадение половой принадлежности и полового поведения.
Такие отклонения мы можем уловить:
если ребёнок предпочитает определённые игры и игрушки;
в выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть «в войну» или «в дочки-матери», – важна именно роль, которую выбирает ребёнок);
стремление изменить одежду и внешность по стандартам другого пола;
неудовлетворённости своей социальной ролью и соответствующими полу степенями свободы («мальчишкам можно, а нам нельзя…»);
в индивидуальном стиле поведения (например, мальчики становятся более кокетливыми, а девочки подчёркивают физическую силу, выносливость.)
Проблема сексуальной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях (как правило, с одной матерью или матерью и бабушкой, или в семьях, где роли искажены - очень властная мать).
Что делать?
Повышать роль отца в воспитании детей.
Материнская и отцовская установки по отношению к ребёнку соответствуют его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физически, так и психически. Более старшему ребёнку необходима отцовская любовь, его авторитет и руководство. Таким образом, по мнению психологов, функция матери – обеспечить ребёнку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.
В идеальном случае материнская любовь не пытается мешать ребёнку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным отделиться от неё. Отцовская любовь направляется ожиданиями, ей следует быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной. Она должна давать ребёнку всевозрастающее чувство собственной силы и. наконец, позволить ему выглядеть авторитетным в собственных глазах, освободившись от авторитета отца.
Отец даёт пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причём вовлечённость в жизнь ребёнка предполагает ещё и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае даёт пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках.
Отец играет важнейшую роль и в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают своё отношение к определённым событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определённые рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.
Отец играет очень важную роль в формировании у ребёнка ответственности. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери относятся к проявлению детьми независимости.
Лишь отец способен сформировать у ребёнка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом, тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка.
О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой идентичности, говорил ещё З. Фрейд. По мнению психологов, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются:
1. Степень доминирования отца в семье (хотя доминирование отца может привести как к развитию активности, так и к развитию пассивности ребёнка).
2. Забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота.
Желание быть таким же мужественным, как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности.
Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на её дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Тёплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают ей гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более лёгкой гетеросексуальной адаптации. Кроме того, отец может влиять и на формирование жизненных приоритетов дочери – семейная жизнь или карьера.
Участие обоих родителей в воспитании ребёнка (при условии чёткого различения родительских ролей) оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.
Таким образом, участие отца в воспитании ребёнка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности ребёнка и. возможно, целый ряд проблем современного общества связан именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.
Советы родителям :
«Как разговаривать с детьми на щекотливые темы?»
(памятки).