Анна Водяникова
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Особенности речевого развития у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: взаимодействие родителей и воспитателей для развития речи детей, рассказать о направлениях по которым ведется работа по развитию речи в группе.
1. Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной к школе группе „Особенности речевого развития у детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Показать значение развития правильной речи ребенка.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький. Как мы переживали за его речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополниться словарный запас? Да?
А сейчас,часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно,логично выражает он свои мысли, рассуждает?
Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка к моменту поступления в школу? (Грамотной,понятной, выразительной, осмысленной, богатой)
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой :
1. Односложная речь – состоящая из одних простых предложений, неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на заданную тему, пересказать текст;
2. Бедная речь – недостаточный словарный запас;
3. Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;
4. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
5. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении
6. Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.
Развитие речи в детском саду ведё тся по следующим направлениям:
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение активного и пассивного словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: -Составлению творческих рассказов, - составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам
2. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
5. и конечно же речевые игры по звуковой культуре речи, на формирование грамм. строя речи, обогащению словаря
Что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком.
3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т. п.) и в любой ситуации.
Я хочу предложить вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребенком дома.
1.«Скажи правильно»
Цель: Правильно образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Вам даны существительные: яблоко, лимон, апельсин, персик, помидор, баклажан, арбуз, дыня, тыква. (На магнитной доске)
Вам надо согласовать с числительным пять.
Порой в повседневной жизни неправильно произносим некоторые слова, поиграем в еще одну игру.
2. Подобрать родственные слова.
Цель: Пополнение словарного запаса.
Материал: веревка, прищепки.
А сейчас мы немножко посоревнуемся. Родители делятся на две команды, встают друг против друга, перед ними натянута веревка и лежат прищепки. Послушайте задание:
Я буду называть слова, а каждая команда должна подобрать родственное слово и прикрепить прищепку, у кого больше прищепок та команда и выиграла. (Победители получают медали)
Например: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;
Слова: слива, смородина, лимон, апельсин, снег, виноград, дождь, гриб, ветер.
Иногда путаем два слова надеть – одеть, давайте с вами выучим стихотворение
3. Выучить с родителями четверостишье (текст у каждого родителя) :
Одеть, надеть два этих слова
Мы путаем так бестолково,
Одеть, надеть, давай глядеть
Кого одеть и что надеть.
4. «Слова – синонимы»
Цель: Подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.
Что такое синонимы? (ответы). Это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловым оттенком. Например, хороший - добрый, прекрасный, сердечный.
Попросить родителей встать в круг. Я вам буду бросать мяч, называя слово, а поймавший называет синоним к этому слову.
Давайте подберем как больше синонимов к словам:
Пасмурный день – унылый, дождливый, серый….
Ясный день – безоблачный, светлый, погожий….
На улице холодно – зябко, морозно….
Хорошее настроение – радостное, веселое….
Наше собрание подошло к концу, рекомендации домой:
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Обращайте внимание на эмоциональное состояние ваших детей, важно, как вы с ними разговариваете. Я вам раздам домой памятки, прочитайте и сделайте для себя правильный вывод. Я желаю вам всем хорошего, радостного, веселого настроения. Думаю, что вам было интересно и много полезного для себя узнали. Спасибо за участие!
Литература: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. - М. : Издательство «ГИС»,1996.-208с. ;О. С. Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. 2-е изд., перераб. и доп. -М. :ТЦ Сфера,2009г.