Людмила Шкурина
Родительское собрание в подготовительной группе «Безопасность в быту»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе на тему «Безопасность в быту».
Воспитатель: Шкурина Л. Г.
Цель: способствовать установлению сотрудничества между педагогами и родителями по вопросам сохранения жизни и здоровья детей.
Задача:
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Безопасность в быту“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка.
Ход собрания:
Родители сидят полукругом в музыкальном зале.
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня наш разговор пойдёт о безопасности наших детей.
Вами была заполнена анкета (прилагается, на вопросы которой Вы откровенно ответили, и ваши ответы позволили мне оценить актуальность данной проблемы. В анкетировании приняло участие 17 родителей : 6 из которых знают, как сформировать безопасное поведение детей, и какими правилами при этом пользоваться; 8 родителей сомневаются в том, правильно ли они объясняют детям нормы поведения дома, на улице, в транспорте; 3 - не знают как развить у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение.
В условиях современного общества вопросы безопасности и жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ребёнок очень часто является источником опасности. Своими действиями и бездействиями он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. На сегодняшний день высокий уровень детской смертности и травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, процесса обучения дошкольников в области безопасности. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой.
Всем известно выражение «мой дом – моя крепость», и взрослые уверены, что дом – самое безопасное место на свете. Но это не совсем так, потому что наше жилище оборудовано множеством различных предметов и механизмов, облегчающих жизнь: это и утюг, и телевизор, и электрический чайник и многое другое. Не обойтись в хозяйстве и без помощи колющих и режущих предметов – ножей, иголок, гвоздей. Одни и те же предметы могут быть и опасными и безопасными и необходимыми в быту. Все зависит от того, как с ними обращаться. А научить детей безопасному поведению должны мы, взрослые, – родители и педагоги.
А для того, чтобы научить ребенка, взрослые сами должны выполнять ряд правил:
1. Положительный пример взрослых. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. Например, сложно объяснить ребенку, зачем прибирать на место острые предметы, если мама сама не прибирает их на место.
2. Общение с ребенком на равных: надо вместе с ребенком обсуждать проблему, рассказать, чем опасно то или иное действие, как поступить, если неприятная ситуация уже случилась, вместе сделать вывод о том, как избежать неприятности в следующий раз.
3. Единство требований к ребенку: важно достичь полного взаимопонимания между родителями в семье, а также между родителями и педагогами в детском саду, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду, агрессию.
Работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения должна проводиться систематически. Одной-двух бесед на тему недостаточно, необходимо многократное возвращение к теме для того, чтобы навык превратился в привычку. Результатом работы должна стать уверенность ребенка в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, то он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то он найдет из неё выход. Все предметы домашнего обихода, которые могут служить источниками потенциальной опасности для детей, можно разделить на 3 группы (работа с родителями) :
Первая - предметы, которыми категорически запрещается пользоваться ; спички, зажигалки, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы, с возрастом эта категория запретов для ребенка перейдет во вторую;
Вторая – предметы, с которыми нужно научить детей правильно обращаться (в зависимости от возраста, это иголка, ножницы, нож;
Третья - предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Сейчас мне хочется научить вас играть в несложную игру, в которую можно играть со своим ребенком в любое время и в любом месте: дома, на прогулке, в машине и т. д.
Игра «Вопрос - ответ». Вы задаете ребенку вопрос, касающийся безопасности ребенка, а ребенок дает вам ответ. Необходимо выслушать ответ ребенка, за правильный ответ похвалить, неполный ответ дополнить, а неправильный ответ исправить своим рассказом о правильном поведении в этой конкретной ситуации. А потом вы меняетесь местами: уже ребенок задает вам вопрос, вы отвечаете. Так, играючи, Вы можете закреплять полученные на занятиях в ДОУ знания о безопасном поведении.
Вопросы могут быть такими:
-можно ли брать в аптечке белые таблетки? а цветные? а почему,
-можно ли кидать с балкона игрушки, а бумажки?;
-можно ли зажигать самому свечки?;
-можно ли разбирать баллончики от аэрозолей,
- можно ли открывать и нюхать бутылочки, которые хранятся у мамы в туалете, а на кухне? И т. д.
Предлагаю Вам памятку по организации безопасного пространства в вашем доме и призываем Вас не пренебрегать правилами безопасности, почаще беседовать о них с детьми, показывать детям только положительные примеры. И тогда каждый день будет безопасным!
Памятка
родителям дошкольников
по профилактике несчастных случаев в быту (раздаётся каждому из родителей).
*** Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Дети более старшего возраста должны пользоваться ножницами, ножом под присмотром взрослых. Чем раньше ребенок научится уверенно ими пользоваться, тем безопаснее они для него.
*** Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому, в электрические розетки вставьте блокираторы, чтобы ребенок не смог в них ничего засунуть.
*** Спички, зажигалки убирайте в недоступные места. Покажите ребенку опасные горячие места (печь, камин, плиту) - пусть он знает, что они горячие.
*** Все лекарства храните также в недоступном для ребенка месте, лучше под замком. Яркие коробки, разноцветные таблетки привлекают внимание детей. Любое самостоятельно принятое лекарство может оказаться ядом.
*** Все средства бытовой химии должны храниться в недоступном месте и только в своей упаковке. Нельзя их переливать в другие емкости, например из под питьевой воды, лимонада.
С наступлением зимнего периода и приближением всеми любимого Нового года, возникает проблема пожаров. Задача взрослых, педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, знакомить с правилами пожарной безопасности.
Игра с родителями «Огонь - друг, огонь - враг» (с мячом).
Родители стоят по кругу и передают друг другу мяч, называя сначала положительные качества огня, а затем отрицательные.
6-7 лет, подготовительный к школе возраст…
Это возраст активного познания мира, причем в основном — руками и ногами. Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда адресованных этому возрасту. Зачастую детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии взрослых, и ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это не способствует формированию безопасного поведения. Такие сцены оседают в памяти как безотчетно-пугающие.
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно «подготовишкам» : у них уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. Рекомендую почитать с детьми: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»; В. Гальченко «Огонь невидимка», «Приключения пожарного»; Р. Г. Подольный «Как человек огонь приручил» и т. д. У шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности — им нравится разгадывать ребусы, шарады вместе с родителями, обыгрывать их.
Это можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
В 6-7-летнем возрасте мы даем доступную информацию, учим правильным действиям.
Ребенок должен знать:
— пожарных вызывают по телефону, и знать особенности своего телефона;
— надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру, почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители;
— нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому что это может помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
— бытовой газ взрывоопасен и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
— признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и срочно сообщить взрослым;
— нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать правильно, можно устроить пожар.
Обязательно надо рассказать ребенку, что пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что они должны много знать. Постарайтесь включить образ пожарного в систему позитивных ценностей ребенка — «с кого брать пример».
Многочисленные печальные случаи с поджиганием штор, игр в полярников с разведением костра на полу и устройством «камина в замке» в ящике комода — это «творческий почерк» подготовительного к школе возраста.
Детей в этом возрасте достаточно часто оставляют дома на непродолжительное время. В связи с этим возникает необходимость научить ребенка при необходимости вызвать пожарных как с домашнего телефона (01, так и с мобильного (010; 112) которыми в этом возрасте уже начинают пользоваться.
С родителями проводится «Пожароопасная викторина», с дальнейшем награждением.
В конце нашего разговора ещё раз обращаю Ваше внимание, что решать задачи обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребё нком: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо. почему это с ним получилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Поможет взрослым лучше понять его, и снимает многие проблемы и неприятности. Спасибо за внимание!