воробьева ольга владимировна
Родительское собрание в подготовительной группе по проблеме готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему "На пороге школы"
Цель собрания : актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.
Задачи собрания : дать представления о готовности к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе.
План собрания :
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе по проблеме готовности к школе» размещена в разделах
1. Вступительное слово.
2. Критерии готовности к школьному обучению.
3. Способы определения, готов ли ребенок идти в первый класс.
4. Игровое упражнение «Раскрась цветок».
5. Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
6. Заключение
Ход собрания
1. Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Как быстро летит время! Еще совсем недавно Вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, долгие часы проводили за чтением детских книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша.
И вот близится время, когда постоянно развивающийся, а иногда и огорчающий Вас ребенок перейдет очередной рубеж - станет школьником. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни.
За время проведенное в детском саду дети приобрели немало. Дети овладели основными культурными средствами, хорошо владеют устной речью, так же у них хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. Имеют первичные представления об окружающем мире, о себе, о своей семье, в которой живут.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно – психические нагрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.
2. Критерии готовности к школьному обучению
Давайте немножко поговорим о психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.
Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, стойкое желание учиться в школе, узнавать новое. После проведенных опросов детей, мы увидели, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания у всех разное. Некоторых детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни интересует получение знаний, а других – привлекают внешние атрибуты школьной жизни : портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Но это не означает, что дети из второй группы мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует стойкая положительная мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности.
Ребенок должен принять для себя новую социально значимую позицию – позицию школьника. У вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми, способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя). То есть он не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет. Ребенок должен уметь контролировать свое поведение, стараться объяснить причины своих поступков. К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если ваш ребенок умеет планировать собственные действия, способен напряженно трудиться, умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью, то у него сформирована волевая готовность к школе. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность
И наконец, основа для успешного освоения школьной программой – хорошее интеллектуальное развитие. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть, будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.
Родители часто стараются заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратят на это много сил и энергии. А в школе оказывается : нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. А развитие этих процессов происходит во время общения ребенка с взрослыми. Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите с ребенком состояние погоды, обращайте внимание на окружающий мир. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющие сходства и различия (мяч и воздушный шар); два понятия (город и деревня). Выполняя такие задания дети, как правило, сначала устанавливают различия, потом находят общее, что для них является более трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов.
Давайте, родители, и мы с вами поиграем в игры, направленные на интеллектуальное развитие детей. В такие же игры можете и вы поиграть со своими детьми. (Проводятся игры на развитие произвольного внимания, наблюдательности, памяти, мышления и сообразительности.)
Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
- мотивационная готовность;
- волевая готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социальная готовность.
Каким ребенок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, оттого как мы подготовим будущего первоклассника.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с Вашими детьми - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была, без второй ладошки (а она в Вашем лице - дорогие родители) мы бессильны. Отсюда можно вывести правило: только сообща, все вместе, мы сможем преодолеть все трудности в воспитании и обучении детей.
3. Способы определения, готов ли ребенок идти в первый класс.
Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.
Первый и самый простой – это ваши собственные наблюдения.
Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сконцентрированность внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т. д. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы об окружающем мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда – то читали. У ребенка есть друзья, с которыми ему нравиться играть, он свободно общается со взрослыми.
Если вы узнали по этому описанию своего ребенка, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.
Второй способ определить готовность ребенка к школе.
Беседа с педагогами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.
Важно получить следующую информацию.
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активностьи самостоятельность или нет? Уверенно и без лишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать подолгу? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми?
Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего – то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе.
4. Игровое упражнение «Раскрась цветок»
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши).
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.
- Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).
При одинаковых условиях делаем все по- разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим ребенком! Нет кого то или чего - то лучше или хуже.
5. ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Готов ли ваш ребенок к школе)
Предлагаем Вашему вниманию небольшой тест. Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.
1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в 1 класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли Ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли Ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?
6. Знает ли Ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли Ваш ребенок писать простейшие элементы в тетрадке в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли Ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли Ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки за 1 минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли Ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например: может ли он назвать одним словом «фрукты», яблоки и груши?
17. Любит ли Ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким то занятием, например: рисовать, собирать конструктор и т. д. ?
Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнуть трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.
Если Ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
6. Заключение.
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Воспитание детей сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример, Вас, родителей. Почаще возвращайтесь в свое детство - это хорошая школа жизни.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни!
Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!