Яковлева Наталья
Родительское собрание (подготовительная группа)
Родительское собрание. В подготовительной группе.
Тема: «Как поддерживать познавательную активность ребенка»
Предварительная работа: Наблюдение за поведением и общением детей в разных видах деятельности; индивидуальные беседы с детьми, индивидуальные беседы с родителями. Видеосъемки познавательной деятельности детей
Изготовление памяток «Как развивать познавательную активность детей»
Повестка собрания
Публикация «Родительское собрание (подготовительная группа)» размещена в разделах
1. Познавательные интересы ребенка - дошкольника.
2. Развитие познавательной активности детей как условие успешного обучения в школе
3. Общение — важный фактор познавательного развития ребенка.
4. Практикум для родителей по развитию познавательной активности детей
«Хочу все знать»
1.
Познавательные интересы ребенка - дошкольника.
[/h4]
Звучит музыка. Родителям предлагают сесть за столы: за один – те, кто родился весной, за другой – те, кто родился летом и т. д.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания «Познавательные интересы ребенка-дошкольника». Она действительно заслуживает внимание, я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательная активность детей должна быть сформирована в дошкольные годы.
Любознательные дети растут у любознательных родителей.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей, окружающих ребенка. Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.
Цель познавательного развития - развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
2Развитие познавательной активности детей как условие успешного обучения
в школе
Сегодня мы будем говорить о наших детках, будущих первоклассниках. Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда.
Подготовка к школе – сложный и многослойный процесс, включающий в себя разнообразные компоненты.
- Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми)
- Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.
- Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).
- А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе. Известный психолог, М. С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.
- Уважаемы родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность»
(Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).
Формой развития познавательной активности:
• исследовательская деятельность,
• экспериментирование,
• решение проблемных ситуаций.
- Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности.
- Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
-Как я это делаю?
-Почему я это делаю именно так, а не иначе?
-Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
- Следующей формой развития познавательной активности является – решение проблемных ситуаций.
В процессе, решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
-практическими (действия в перекладывании, подборе) и
-мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).
Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности.
3Общение — важный фактор познавательного развития ребенка.
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.
Общение со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
Подобным образом ребенок постигает все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому к эмоционально-чувственному опыту ребенка необходимо относиться внимательно и бережно. Колоссальная роль в данном процессе отводится взрослым. Их реакция на отдельные объекты, явления и события играет большую роль в формировании отношения к миру. Оно не дается ребенку от рождения, а закладывается и развивается в течение жизни. Отношение рождается в общении со взрослыми, с теми, кого он любит и кому доверяет. Значимыми для малыша могут стать и чужие ему люди (педагоги, соседи и др.). Но родители, близкие родственники всегда остаются для ребенка самыми важными и авторитетными людьми.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может значительно ослабить положительные тенденции в познавательном развитии. Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте). У детского сада (как и других массовых образовательных учреждений для дошкольников) нет возможностей учесть разнообразные меняющиеся познавательные предпочтения всех детей группы. Педагоги могут их выявить и максимально учесть в работе. Развивать такие предпочтения может только семья.
Предлагаем вашему вниманию несколько советов. : «Развитие познавательной активности через общение".
1. К Вашему сведению – общение определяется психологами, как важный фактор познавательного развития ребенка на всем протяжении детства.
2. Помните, нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.
3. Не забывайте, что интерес друг к другу – вот основа познавательного общения – назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый – делает беседу односторонней.
4. Запомните, неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, без иронии отнеситесь к его ошибочным суждениям, может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную.
5. О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.
6. Помните, что Вы можете направить поиск, подвести с помощью вопросов суждений к выделению свойств, качеств, наиболее значимых в конкретной ситуации. 7. Не забывайте, что установление причинно-следственных связей позволяет детям делать выводы, постигать закономерности.
4Практикум для родителей по развитию познавательной активности детей
«Хочу все знать»
-Сегодня нам предстоит работа в группах. (Воспитатель представляет участников, объясняет правила познавательной игры)
Познавательная игра «Мир Природы»
Задание: ПРИДУМАТЬ и ОТГАДАТЬ ЗАГАДКУ
Воспитатель предлагает группам придумать и отгадать загадки на тему «Живая природа». При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный – дать описание, каких - то характерных особенностей животного или растения. Например: «белые лепестки, желтая серединка, листики похожи на укроп»; невербальный – изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
Задание: ПРИДУМАТЬ НАПОМИНАЮЩИЕ ЗНАКИ
Родителям предлагаются карточки, к которым нужно сделать набросок знака, напоминающего то или иное правило, и дать комментарий к нему.
Задание: РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД
Командам раздаются кроссворды на тему природы. Ответы, затем сверяются по проектору (приложение №1).
Заключительная часть. Воспитатель благодарит всех за участие и внимание.
Воспитатель предлагает памятки «Как развивать познавательную активность детей». Заканчивается встреча чтением стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой» детьми средней группы (видеозапись стиха). Рефлексия:Родители берут карточки и крепя на ширму:
• кто узнал много нового, и было интересно – солнышко
• кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой
• кому было скучно – дождик.