Скрынникова Олеся Сергеевна
Родительское собрание в первой младшей группе «Детские капризы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в первой младшей группе «Детские капризы».
Форма собрания – круглый стол.
Цель собрания : поиск совместных путей решения проблем воспитания.
Задачи собрания : обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом воспитания, создать положительный эмоциональный настрой.
Подготовительная работа:
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Детские капризы“» размещена в разделах
• анкетирование «Почему капризничает мой ребёнок»
• оформить приглашения на собрание;
• оформить памятки.
1. Повестка собрания.
2. Краткое сообщение о форме, цели и задачах собрания.
3. «Слово – эстафета» «Какие бывают капризы». Анализ анкетирования родителей.
4. Решение проблемных ситуаций и их обсуждение.
5. Выдача памяток.
6. Итоги собрания.
Ход собрания.
Меня никто не понимает!
И слёзы катятся из глаз.
И от того я громко плачу,
Хочу, чтоб поняли сейчас!
Хочу, чтоб просто приласкали,
Хочу, чтоб на руках таскали!
Хочу, чтоб часто целовали!
И никогда бы не ругали!
Хочу, чтоб спать не заставляли!
И чтоб играли все со мной!
Игрушек много покупали
И говорили: «Зайчик мой!»
Вы догадались о чём сегодня пойдёт речь?
Сегодня наш разговор пойдёт о капризах и упрямстве, о том, как помочь избавиться всем нам (и детям и взрослым) избавиться от этих черт характера, за круглым столом мы постараемся разобраться в причинах капризов и в том, как их преодолеть.
Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает «нельзя», но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется; иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность обычно развивается в 4 года и во многом определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем возрасте. И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении.
Прежде всего необходимо определить, что же такое капризы?
Проводится игра «Слово – эстафета» «Капризы – это».
Выводы: Причинами капризов являются :
• плохое самочувствие (мама Саши);
• недостаток внимания (мама Даши);
• ребёнок хочет сделать по-своему (мама Артема, добиться своего (мама Жени) – реакция на родительский запрет;
• слишком много разрешают (бабушка Вани) – чрезмерная уступчивость взрослых;
• проявляет характер (мама Гриши) – у каждого ребёнка есть свои индивидуальные особенности; тип нервной системы.
• Не упомянули: нарушение режима дня, смена обстановки, обилие впечатлений, излишняя опека взрослых – ребёнок растёт.
Обобщение:
Хотя понятия «капризы и упрямство» родственные, у них есть некоторые отличия:
Упрямство – Ребенок не уступает взрослому, пытается настоять на своем, отстоять свои цели и желания.
Капризность –Начинает плакать и кричать, своего варианта развитий событий не предлагает.
В причинах и проявлениях упрямства и капризов мы немного разобрались.
Сейчас я предлагаю решить несколько проблемных ситуаций для того, чтобы научиться справляться с данными проявлениями. Разделитесь на 4 подгруппы, обсудите ситуации сначала между собой, а затем все вместе.
Ситуация1.
Варе 3 г. 5 мес.
Пока мама пылесосила в комнате, девочка решила помыть посуду и разбила чашку. Что сделала мама?
Мама Миши: Я же говорила – не надо мыть, видишь – чашка разбилась, а могла бы и пораниться.
Мама Дианы: Ну ничего, купим новую. В следующий раз будешь аккуратнее.
Вывод: для преодоления капризов необходимо развивать самостоятельность в совместной деятельности, следовательно, лучшим вариантом будет домыть посуду вместе.
Ситуация 2. Маша 2г. 9 мес.
Мама зовёт девочку спать, она говорит: «Я не хочу». Что делать маме?
Мама Артем: Видишь, Спокойной ночи уже закончились, пора спать.
Мама Даши: А у меня есть интересная сказка. Если хочешь её послушать, пойдём спать.
Мама Гриши: Пойдём спать, я очень устала сегодня, и ты тоже.
Вывод: В этом случае необходимо проявить твёрдость, ребёнок в любом случае должен понимать значение слов «надо» и «нельзя».
Ситуация 3. Петя 3 г. 4 мес.
Мама накрыла на стол обед – суп, второе – котлета с макаронами и компот. Миша сел за стол. Говорит: «Суп я не буду, выпью компот, и котлету не буду с макаронами, я с картошкой хочу». Мама объясняет пользу супа и котлет. «Мама, я сначала выпью компот, а потом уж ладно съем котлету без макарон.» Что вы предприняли бы в такой ситуации?
Мама Кати: Ну и как хочешь.
Мама Сережи: Если ты не съешь, то нам с тобой придётся отложить игру в динозавриков.
Вывод: Можно частично пойти навстречу, но опять же ребёнок должен понимать значение слов «надо» и «нельзя».
Ситуация 4. Вы не купили ребёнку что-то по первому требованию. Он раскричался и расплакался. Как вы поступите?
Бабушка Вани: Взяла за руку и вывела из магазина.
Мама Оли: Своими капризами ты ничего не добьёшься.
Вывод: Когда началась истерика, попытайтесь не обращать на неё внимания. Не спорьте, не объясняйте. Иногда лучше оставить одного, другого ребёнка лучше обнять, третьего взять за руку и с улыбкой отвести в сторону. Чтобы истерики были реже, нужно реже говорить «нет», «нельзя».
Выдать шпаргалки «Если ребёнок часто устраивает истерики».
Обобщение:
УПРЯМСТВО КАПРИЗЫ
Как справиться с данным проявлением. • Изменить своё отношение к ребёнку, отказаться от «авторитарной» позиции.
• Попробовать договориться с ребёнком, иногда пойти на компромисс, как бы на равных с ребёнком.
• Относиться к ребёнку как к человеку, имеющему определённые права и обязанности, собственное мнение, которое заслуживает уважения. • Всемерно поощрять самостоятельность и активность ребёнка.
• Позиция родителей должна стать более твёрдой («нельзя» - это нельзя, А «надо» - это надо)
• Заинтересовать ребёнка совместной деятельностью.
• Преодолевать привычку всё делать за ребёнка. Чем содержательнее жизнь ребёнка, чем больше он делает сам, тем меньше времени остаётся на капризы.
Психологи отмечают, что упрямство – это форма общения взрослого и ребёнка, в общении друг с другом дети упрямства не проявляют. Таким образом, упрямство и капризы – это форма протеста против зависимости от взрослых, реакция на неудовлетворённость каких-то жизненно важных для ребёнка потребностей, желание доказать что-то, попытка заявить себя как личность. Главное – понять, что ребёнок вырос, что он многое может делать сам. Можно доверить ребёнку какое-нибудь «взрослое» дело (например, помыть посуду, но быть рядом.
Подведение итогов родительского собрания :
Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви.
Родители делятся впечатлениями, отвечают на вопросы о своём мнении о предоставленной информации, её пользе для себя лично. В качестве решения собрания принимаем памятку «Как преодолеть капризы и упрямства».
Памятка «Что сделать для преодоления упрямства и капризов».
Главное – признать, что ребёнок вырос, он многое может делать сам. Надо изменить своё отношение к ребёнку, отказаться от привычной позиции «Взрослый всегда прав», научиться относиться к ребёнку не как к подчинённому существу, а как к человеку, который имеет права и собственное мнение, которое надо уважать. Попробовать договориться с ребёнком, пойти на компромисс, но действовать на равных.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
• Требования выражать в настойчивой, но спокойной форме.
• Все члены семьи имеют единые требования к ребёнку.
• Развивать самостоятельность в совместной деятельности с детьми.
• Не наказывать за истерику, особую боль доставляет враждебность родителей.
• Реже запрещать ребёнку всё трогать.
• Не прерывать бесцеремонно игру ребёнка.
• Смотреть по телевизору только определённые передачи, а не все подряд.
• Укладывать спать в одно и то же время.
• Во время приступа не пытайтесь внушить что-то, посочувствуйте, попытайтесь отвлечь или просто возьмите за руку и уведите. Не прибегайте к помощи посторонних.
Краткий конспект собрания.
УПРЯМСТВО КАПРИЗНОСТЬ
Главное в поведении Ребёнок не уступает взрослому, пытается настоять на своём, отстаивает своё желание, цель. Начинает плакать и кричать, своего варианта развития событий не предлагает.
Излюбленное выражение Я хочу Я не хочу
Усугубляет поведение Настойчивые строгие приказы;
Раздражённый голос, крик;
Угрозы. Взрослый идёт на поводу у ребёнка, уступает его желаниям.
Взрослый старается всё за ребёнка, предлагает всё в готовом виде.
Как справиться с данным проявлением. • Изменить своё отношение к ребёнку, отказаться от «авторитарной» позиции.
• Попробовать договориться с ребёнком, иногда пойти на компромисс, как бы на равных с ребёнком.
• Относиться к ребёнку как к человеку, имеющему определённые права и обязанности, собственное мнение, которое заслуживает уважения. • Всемерно поощрять самостоятельность и активность ребёнка.
• Позиция родителей должна стать более твёрдой («нельзя» - это нельзя, А «надо» - это надо)
• Заинтересовать ребёнка совместной деятельностью.
• Преодолевать привычку всё делать за ребёнка. Чем содержательнее жизнь ребёнка, чем больше он делает сам, тем меньше времени остаётся на капризы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проблемные ситуации.
Ситуация1.
Варе 3 г. 5 мес.
Пока мама пылесосила в комнате, девочка решила помыть посуду и разбила чашку. Что сделала мама?
Ситуация 2. Маша 2г. 9 мес.
Мама зовёт девочку спать, она говорит: «Я не хочу». Что делать маме?
Ситуация 3. Петя 3 г. 4 мес.
Мама накрыла на стол обед – суп, второе – котлета с макаронами и компот. Миша сел за стол. Говорит: «Суп я не буду, выпью компот, и котлету не буду с макаронами, я с картошкой хочу». Мама объясняет пользу супа и котлет. «Мама, я сначала выпью компот, а потом уж ладно съем котлету без макарон.» Что вы предприняли бы в такой ситуации?
Ситуация 4. Вы не купили ребёнку что-то по первому требованию. Он раскричался и расплакался. Как вы поступите?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Шпаргалка для родителей.
Если ребенок часто устраивает истерики
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этого может быть множество - слишком высокие или, напротив, слишком низ-кие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему
Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром, т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное, вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
2. Анализ собрания.
Цель анализа: выявить положительные стороны и трудности в организации родительского собрания.
Капризы и упрямство — это нередкое явление и рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения наряду с непослушанием, детским негативизмом, своеволием, недисциплинированностью. Причиной проявления капризов и упрямства являются не только особенности самого ребёнка, но и особенности поведения взрослых членов семьи (особенно родителей).
Актуальность родительского собрания была выявлена в ходе бесед с родителями, постоянных вопросов «что же делать с таким поведением», из наблюдений за поведением детей во время общения с родителями в утренние и вечерние отрезки времени.
Особое внимание я уделила подготовительному этапу, для чего провела анкетирование по выбранной теме, чтобы заинтересовать родителей и выявить знания родителей по данному вопросу. Уже на этапе анкетирования родители в семейном кругу начали обсуждать способы преодоления капризов и упрямства, советоваться с воспитателем. Подготовила приглашения и памятки.
Была выбрана следующая форма проведения собрания – круглый стол для тесного взаимодействия с участниками, в конце собрания провели чаепитие. В начале собрания было использовано художественное слово. Обстановка на собрании сложилась «позитивно-деловая» : присутствующие были настроены дружелюбно и нацелены на совместное решение проблемы. Для активизации родителей использованы следующие методы: игра «Слово-эстафета», решение проблемных ситуаций. Родители принимали активное участие в обсуждении педагогических ситуаций и в подгруппах и «фронтально». Можно сказать, что была создана атмосфера, в которой легко высказать своё мнение; воспитатель не высказывает готовые ответы, а вместе с родителями ищет решение.
Родители делились своим опытом. В конце собрания были обобщены все высказывания, и мы решили, что главное - изменить своё отношение к ребёнку, начать относиться к нему как к человеку, имеющему определённые права и обязанности, собственное мнение, которое заслуживает уважения. Такое общение очень всем понравилось, и родители предложили почаще собираться и решать насущные проблемы в развитии детей.
В заключение: такое собрание наглядно показывает, что если подойти к родительскому собранию творчески, то родители становятся единомышленниками и устанавливается система взаимодействия «воспитатель – ребёнок – родитель – сотрудничество».