Олеся Алиева
Родительское собрание в форме круглого стола во второй младшей группе «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание - круглый стол во 2 младшей группе на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.
2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.
Публикация «Родительское собрание в форме круглого стола во второй младшей группе „Капризы и упрямства детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Форма проведения : круглый стол
Ход собрания.
1. Каприз и упрямство.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.
Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2, 5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.
У ребёнка не может быть длительное время плохого настроения. В силу своего возраста дети быстро переключаются на другой вид деятельности. А плохое настроение – это каприз.
И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.
Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.
- Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?
Зачитываются ответы на вопросы «Острое блюдо!», после чего родителям предлагается ответить на вопрос, в чём отличие капризов от упрямства.
Обобщение: капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу» (требование внимания к себе).
2. Ситуации.
На ваше рассмотрение предлагаются две знакомые ситуации.
1. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит. Вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, -и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают.
Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает. Эта сцена продолжается довольно долго.
Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток, восклицая:
«За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот.».
2. А во т как ведет себя капризная Таня.
Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Таня с недовольным видом отворачивается от стола : «Не хочу суп!»
Бабушка (всплеснув руками). Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет.
Танечка. Я не люблю теплый. Я вообще не хочу. (Суп остывает) Таня (опускает в суп ложку). Фу, пенка. Я не люблю пенку, у меня она в горле застревает.
Бабушка (в отчаянии). Ну, что же ты будешь?
Таня. Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб) Бабушка (не может этого вынести). Таня, давай положим в суп вермишели.
Ты сама насыплешь, и будет вкусно- вкусно.
Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют,
Таня насыпает в него вермишель, ей это интересно, она радостно говорит:
«Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут.»
Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся уговорить внучку поесть.
Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал: «Я не хочу суп, я не люблю суп». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку – все бесполезно. Таня отворачивается, плачет.
Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.
Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2 часов, а бабушка и внучка выходят из-за стола совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может уснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше.
- Ваше мнение, родители? Какие ошибки допущены взрослыми в данных ситуациях? (Ответы родителей) Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже увидела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему на встречу. Разрешить, например, отпить глоток компота до еды.
Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».
А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка решиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но никак не идти у нее на поводу. Более эффективен был бы первый вариант, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удается избежать именно этих обеденных сцен.
В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: ребенок легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.
Вопрос: Почему дети проявляют капризы и упрямство больше дома, чем в детском саду? И почему при родителях дети более капризны, чем при воспитателе? (ответы родителей).
3. Как преодолеть капризы и упрямство.
Причины – нарушения режима дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни, переутомление (физические перезагрузки).
Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка : то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности со взрослыми.
Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера от взрослых требуется огромная настойчивость и терпение. А для этого необходимо как можно больше находиться с детьми, вести с ними совместную деятельность, игры, прогулки. Обычно, дети склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Пример: когда родители оставляя детей в садике, забудут их поцеловать или помахать ручкой, дети начинают плакать, капризничать. Воспитателю приходится включать их в общее дело, увлекать, занимать в деятельности. Поэтому родителям необходимо тоже разнообразить опыт общения с детьми, заниматься совместной деятельностью, поиграть вместе с ребенком в игры. Необходимо поощрять самостоятельность ребенка, предлагая ему самому что-то сделать интересное, при этом важно незаметно помогать малышу, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, а также радоваться с ним его успехам.
Прежде всего, взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой.
Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.
Вывод: чем содержательнее будет жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы, а для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, поскольку корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях.
Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.
Обобщение: что ж сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви.
Рекомендации для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством»
1. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
2. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз.
Отрицательное поведение при этом может закрепиться.
3. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.
4. Не нужно предавать большого значения упрямству и капризности.
5. Дайте почувствовать ребенку, что вы его понимаете.
6. Внушать что-либо в это время своему ребенку – это бесполезно.
Постарайтесь сохранять спокойствие.
7. В поведении с ребёнком будьте настойчивы.
8. Если это происходит с ребенком в общественном месте, то возьмите его за руку и уведите.
9. Никогда не прибегайте к помощи посторонних, поскольку истеричность и капризность требуют зрителей.
10. Постарайтесь найти отвлекающие манёвры, которые заинтересуют капризулю и он успокоится.
11. Придерживайтесь спокойного тона общения, без раздражения.
12. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Воспитатели: Уважаемые родители, мы надеемся, что наша с вами беседа и данные рекомендации будут очень полезны в воспитании ваших детей.