Черепанова Ирина Сергеевна
Родительское собрание в младшей группе «Упрямство и капризы. Способы их преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в младшей группе
«Упрямство и капризы. Способы их преодоления»
Форма проведения: дискуссия
Цель: обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Упрямство и капризы, Способы их преодоления“» размещена в разделах
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
Участники: воспитатель, родители.
Место проведения: актовый зал.
План проведения:
1. Вступительный этап.
Игра «Приветствие».
2. Основная часть:
Анализ анкетирования результатов родителей.
Упрямство и капризы детей.
Анализ ситуации.
Рекомендации для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством»
3. Подведение итогов собрания:
Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
— Ознакомление родителей с программой собрания.
— Анкетирование родителей по теме: «Капризы и упрямства детей» (приложение 1).
— Оформление памяток для родителей.
2. Организационный этап:
— Оформление помещения, подготовка оборудования и инвентаря (мяч, ситуации для обыгрывания, коробочка, листы бумаги, ручки).
— Оформление цитат:
- «Упрямство – не что иное, как искаженное стремление к свободе» (К. Д. Ушинский).
- «Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели» (Е. А. Аркин).
- «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа» (Ж. Ж. Руссо).
- «Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети» (народная примета).
- «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» (народная примета).
- «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься» (народная примета).
3. Вступительный этап:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече.
Игра «Приветствие»
Все участники встают в круг, чтобы поздороваться и поприветствовать друг друга. Каждый участник здоровается, называет свое имя и на первую букву своего имени называет какое - либо качество, присуще ему. Например: Наталья - надежная, Светлана - смешливая и т. д.
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от капризов и упрямства – об этом и пойдет разговор, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах проявления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка. (Слайд 1)
4. Основная часть:
Анализ результатов анкетирования родителей (приложение 1).
Уважаемые родители, накануне собрания мы провели анкетирование. Благодарим вас за ваши откровенные ответы. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Итак, были получены следующие результаты: анализ анкет.
«Упрямство и капризы детей»
Упрямство и капризы детей – нередкое явление. Как говорил К. Д. Ушинский: «Упрямство – не что иное, как искаженное стремление к свободе».
Что мы понимаем под словом «каприз»?
Каприз – это поведение детей, выражающееся в стремлении делать или сделать что-то вопреки установкам взрослых. Благоприятными условиями, которые способствуют возникновению капризов, являются нервное и физическое переутомление, слабость психической системы, высокая эмоциональная возбудимость. (Краткий психологический словарь) (Слайд 2)
Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2 - 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.
И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.
Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.
Что мы понимаем под словом «упрямство»? (ответы родителей)
Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников. (Слайд 3)
Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».
Согласны ли вы с утверждением: «Упрямство – неплохая черта характера? Во что она может перерасти при вашем грамотном подходе и любви?» (ответы родителей)
Упрямство часто рассматривается как синоним настойчивости. Иногда даже родственники восхищаются упрямым ребенком. Вот мол захотел и обязательно добьется своего. Но упрямство и настойчивость – вещи все-таки различные.
Настойчивость – это когда ребенок (человек) чего-то очень-очень хочет и добивается этого: просит, обещает что-то взамен, делает шаги навстречу и готов чем-то поступиться. Упрямый ребенок не слышит доводов и уговоров, его не соблазнишь конфеткой, прогулкой, добрыми словами. Эмоции застилают все доводы разума – «рогами в пол», «упертый как баран» - и ребенок тупо добивается своего.
Всё в этом мире неслучайно, и упрямство ребенка – это тоже один из важных шагов в его развитии. Для чего необходимо упрямство? (ответы родителей) Из упрямства и рождается настойчивость, через упрямство развивается воля ребенка, умение говорить «нет» и добиваться своей поставленной цели. На почве упрямства взращивается воля ребенка!
- Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения? (ответы родителей)
Игра-упражнение «Продолжи фразу» - «Я капризничаю тогда, когда….» (передавая мяч, родители от лица ребенка продолжают фразу).
Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.
Опасность капризов в том, что они тормозят развитие ребенка. При чем это правило не имеет исключений. Даже самые легкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают и делают это в любом возрасте. Мотивом таких поступков являются желания. Важно помнить, отрицательное поведение редко носит преднамеренный характер. Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребенок выражает недовольство всем на свете – он все время хнычет, ноет, а сам не знает, что он хочет. Или же отвечает вспышками гнева на любые требования взрослого независимо от того, разрешают ему или запрещают что-либо сделать.
Будет ли ребенок капризничать наедине с собой? (ответы родителей)
Как вы думаете, с какого возраста надо бороться с капризами?
Правильно, с самого первого его проявления, чем старше дети, тем больше вам понадобится усилий, чтобы избавить ребенка от капризов.
Как бороться с капризами и упрямством? (ответы родителей) (Слайд 4)
1 шаг – знать, как могут проявляться капризы и упрямство;
2 шаг - выявить причины капризов и причины упрямства;
3 шаг – научиться преодолевать капризы и упрямство у детей.
Анализ ситуации
Я предлагаю вам решить проблемные ситуации (работа в группах).
Ситуации:
1. В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации?
2. Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама?
3. Девочка 3 лет отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации?
4. Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите?
Я предлагаю вам посмотреть две знакомые ситуации (ситуации предлагаются обыграть родителям)
Ситуация № 1
Ведущий: Вот так ведет капризница Таня. Ей предложили бульон, курицу с рисом и морс.
Таня (с недовольным видом отворачивается от стола): Не хочу суп!
Бабушка (всплеснув руками): Танечка, он такой вкусный, ешь, а то остынет.
Таня: Я не люблю теплый. Я вообще не хочу!
Суп остывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: Фу пенки. Я не люблю пенки, они у меня в горле застревают!
Бабушка (в отчаянии): Ну, а что ты будишь?
Таня: Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнутым грустным видом жует хлеб).
Бабушка (не может это вынести): Танечка, давай насыплем в суп вермишели., ты сама насыплешь и будет вкусно-вкусно.
Ведущий: Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает в него вермишель, ей это интересно.
Таня (радостно говорит): Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут…
Ведущий: Бабушка рада, может ей удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани пропал интерес.
Таня (недовольна): Я не хочу –у-у-у су-у-пу-у-у, тянет она. Я не люблю суп…
Ведущий: Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает ей сказку – и все бесполезно: Таня отворачивается, плачет. Удается впихнуть несколько ложек. После этого суп убирается и тоже самое повторяется с курицей. Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2-х часов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученными. Не наевшись, девочка не может заснуть после обеда, к вечеру переутомляется и капризничает еще больше, омрачая вечер себе и взрослым.
Давайте уважаемые родители обсудим эту ситуацию. Какие ошибки были допущены, по-вашему мнению бабушкой?
Обобщение: Действительно, бабушке не нужно было предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласится на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но уж не как не идти на поводу у капризного «не хочу». Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвуют все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердая выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых. Мне хочется напомнить народную мудрость: «Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети».
Ситуация № 2
Ведущий: Миша упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе аппетитно выглядит, вкусно пахнет.
Миша (недоволен): Я хочу только компот! – заявляет решительно. И еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера.
Мама (терпеливо объясняет): Все нужно есть по порядку, первое, второе и третье, не капризничать, а есть то что дают.
Миша: Нет, сначала компот. Я его люблю.
Мама (нервничает и повышает тон): Ешь без разговоров, как положено!
Миша: Сначала я буду пить компот! Прямо сейчас! А твою котлету - после.
Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама мальчика кормить борщом. Он выплевывает все на рубашку.
Мама (разъяренно кричит): Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!
Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть борща на стол.
Ведущий: эта сцена продолжается довольно долго, кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая:
Мама: За что мне такое наказание! У всех дети – как дети, а этот….
Ведущий: Ваше мнение, уважаемые родители? Какие ошибки допущены взрослым в этой ситуации?
Обобщение: Мишина мама не должна была ставить на стол одновременно все блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела, что Миша настроен решительно, лучше было частично пойти ему на встречу, разрешить например, отпить глоток компота до еды. Но при этом «не делать ему одолжение». Не подчеркивать важность этого разрешения, и вообще не акцентировать внимания, а в мягкой форме сказать: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед» или «Отпей четверть стакана – это знаешь сколько? Это половина от половины стакана» Разумеется, что такие разговоры и уговоры неуместно за столом, но это все же лучше ссоры и конфликта.
Педагог Е. А. Аркин говорил:
«Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». (Слайд 5)
В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: ребенок легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.
Как преодолеть капризы и упрямство? (ответы родителей)
Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка: то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности с взрослыми.
В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.
Рекомендации для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством» (Родителям предлагается вытянуть из коробочки правило и зачитать его вслух, затем воспитатель его прикрепляет на магнитную доску).
1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский).
2. Не завышайте требований к своему ребенку.
3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.
4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.
5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.
6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.
8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).
9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.
10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.
11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.
12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.
13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.
14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.
Памятка для родителей (выдается на руки)
Причины капризов и упрямства: (Слайд 6)
-нарушение режима дня;
- смена обстановки;
- обилие новых впечатлений;
- плохое самочувствие во время болезни;
- переутомление (физические перезагрузки).
Преодолеть капризы можно, если: (Слайд 7)
- все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку;
- будут тверды в своих позициях;
- объяснят значение слова «нельзя»;
- научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели;
- будут развивать самостоятельность в совместной с взрослыми деятельности.
Если ребенок упрямится: (Слайд 8)
- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своем мнении.
Обобщение: Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости капризов ребенка. Позиция родителей должна быть твердой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что – нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания; вырабатывать настойчивость в достижении своих целей, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которые у таких детей слабо развиты. Самое сложное – сделать так, чтоб ребенок воспринимал принятые меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь одним из основных источников радости для ребенка является разнообразная совместная деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу - не хочу». Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят их отсутствие. Нужно разнообразить общение детей с взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь их. Если капризному ребенку что-нибудь интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать.
Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самостоятельно сделать что-то: постирать белье куклы, самому сложить книжки на полку, построить гараж и поставить туда машины и т. д. при этом важно незаметно помогать ему, не давая угаснуть интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.
Чем содержательнее будет жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени остается на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, цели вполне можно достигнуть.
В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.
Капризы и упрямство часто сопровождается плачем.
Вопросы:
Как вести себя с плачущим ребенком?
Что делать, чтобы ребенок перестал плакать, как его успокоить? (ответы родителей)
Обобщение:
Ребенка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Это искусство вроде простое, но всегда ли получается? Иногда наблюдается, как взрослые отвлекают плачущего ребенка чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно: «Вон смотри, какой мальчик…», «А вот собачка бежит». Малыш понимает, что его специально пытаются отвлечь, обмануть и только сильнее сопротивляется.
Сделайте вид, что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Например что-то интересное нашли в кармане (монетка, какая-нибудь вещичка). Возьмите с собой «неожиданные пустячки», чтобы было чем отвлечь внимание малыша.
Как быть если ваш ребенок устраивает сцену на улице? (Слайд 9)
Обобщение:
Не стыдите ребенка за плач на улице, не выговаривайте что он большой и как ему не стыдно. Ему и так плохо, а вы еще говорите, что на него смотрят все.
Не грозите за плач наказанием и не наказывайте за это. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не шлепок, а раздражительность мамы и папы. Это самое горькое для него.
Как быть если ребенок в истерике бросается на пол, кричит, бьется руками, ногами и даже головой? (Слайд 10)
Обобщение:
-Когда истерики начинаются, постарайтесь не обращать внимание и помогите ему. Разумеется нельзя уступать ребенку, потому что он будет нарочно устраивать истерики, испытывая вас и желая добиться своего. Не спорте с ним, в таком состояние он не поймет, что он не прав. Иной ребенок скорее остынет в одиночестве, более упрямый будет кричать час, пока мать не сделает ему шаг на встречу. Мать может обнять его, показывая желание помириться, как только затихнет истерика.
- Если истерика происходит на людной улице, возьмите ребенка на руки и с улыбкой отойдите в тихое местечко, где вы оба сможете остыть, или закружите его, крепко обняв.
5. Подведение итогов собрания.
Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит приобрести радость дружбы, союза с ними, понимания разумной любви.
Мне хочется вспомнить высказывание Ж. Ж. Руссо:
«Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа». И напомнить существование народной мудрости:
«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается»
«Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься»
В конце собрания раздать родителям рекомендации и памятки «Как справиться с детскими капризами и упрямством». (Слайд 11)
Упражнение «Коробочка пожеланий»
Всем участникам раздаются листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Коробочку пожеланий». Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Всем спасибо за плодотворную работу.
Метенова Н. М «Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. - М. : «»Издательство Скрипторий 2003», 2009.- 104 с.