Ирина Бойко
Родительское собрание в форме практикума в старшей разновозрастной группе «В игры играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить один очень важный вопрос. Скажите: вы довольны речью ваших детей? (ответы) Чем вы довольны/не довольны? (ответы) Что вас не устраивает в речи детей? (ответы) Какими бы вы хотели видеть своих детей, когда они будут заканчивать детский сад? (ответы) Что входит в понятие «правильная речь»? (ответы) Сегодняшнее собрание мы построим в форме практикума, т. е. вам не придётся слушать лекцию и нравоучения, - мы будем играть. Я познакомлю вас с тем, в какие игры можно поиграть с детьми, чтобы поправить их речь. Ведь играть можно в любое время: когда вы идёте в д/с утром или возвращаетесь из садика домой, играть можно, когда вы едете в машине с ребенком, дома, когда вы готовите вместе обед, и ребёнок вам помогает. Надо только захотеть. Но совсем немного теории всё-таки будет.
Публикация «Родительское собрание в форме практикума в старшей разновозрастной группе „В игры играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Давайте разделимся на команды (по цвету стульев, на которых вы сидите).
В д/с мы проводим большую работу по развитию речи детей, с чем вас и познакомим. Ведь только совместными усилиями мы с вами можем сделать речь детей правильно, красиво, грамотной. Итак, начнём!
В ФОП ДО говорится, что у детей должен быть достаточный запас слов, он должен употреблять в речи слова, обозначающие предметы (существительные, признаки предметов (прилагательные, действия предметов (глаголы); а также синонимы (слова разные по звучанию, но с одинаковым значением) и антонимы (слова противоположные по значению).
Игра «Что бывает круглым (квадратным, сладким, большим, красным и т. д.)». Каждый из вас должен назвать предмет (т. е. имя существительное, которое бывает круглым. Чем больше слов вы назовёте, тем больше у вас словарный запас.
А теперь наоборот: будем придумывать слова, обозначающие признаки предмета, т. е. имена прилагательные. Игра «Снег – он какой?». (белый, пушистый, искристый, холодный, сверкающий, липкий, хрустящий и т. д.) Здесь важно не только придумать прилагательное, но и правильно согласовать его со словом-существительным, к которому оно относится. Часто дети говорят так: «снег пушистая, или белое».
А сейчас придумаем синонимы: как по-другому сказать «Дом большой». Придумайте синонимы к слову «большой» (огромный, громадный, большущий, крупный, большой-пребольшой, внушительный, объемный, колоссальный). Конечно, дети в силу своего возраста знают не все слова, но со многими их надо познакомить, употребляя их в речи вместо слова большой.
А вот подбирать антонимы можно весело, в стихотворной форме. Давайте попробуем:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
… (низко).
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).
Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)
Можно просто попросить ребенка называть слова наоборот, т. е. с противоположным значением. Вы ему говорите слово, а он вам антоним к слову. Давайте поиграем: существительные: восход — закат; добро — зло; утро — вечер; мир — война; прилагательные: грязный — чистый; смелый — трусливый; громкий — тихий; широкий — узкий; глаголы: молчать — говорить; бежать — стоять; радоваться — огорчаться; стемнело — рассвело; ругать — хвалить;
К 6-7 годам дети должны совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).
Для этого мы в садике каждый день делаем артикуляционную гимнастику – это зарядка для язычка. Если делать её регулярно, каждый день, это станет потребностью, дети сами напоминают нам, если мы забываем её сделать. Попросите ребенка, и он вам покажет такие упражнения, как «заборчик», «вкусная каша», «чисти зубки», «чупа-чупс», «грибок» и др. Мы делаем их каждый день после утренней гимнастики. Артикуляционная гимнастика помогает детям правильно выговаривать звуки. Даже без обращения к логопеду можно сделать так, чтобы ваши дети выговаривали все звуки. Но если у ребенка тяжелое нарушение и без логопеда не обойтись, то гимнастика ему поможет подготовить артикуляционный аппарат (губы, щёки, язык) к исправлению. Чтобы закрепить звуки, дети повторяют за нами маленькие стихи-чистоговорки: «Са-са-са, прилетела к нам оса», «Су-су-су, не боимся мы … (осу)», «Сы-сы-сы, мы не видели … (осы)». Для вас есть задание посложнее: придумайте чистоговорку на слог (ра). Например: Ра-ра-ра…
А еще, если закрепляем звук, то и придумываем слова на этот звук. Например, отрабатывая произношение звука [ч], я прошу вспомнить детей любое слово, чтобы этот звук был либо в начале слова, либо в конце, либо в середине. Дети 4-5 лет чаще придумывают слова, начинающиеся с этого звука, а вот дети постарше придумывают разные слова. Давайте поиграем: придумайте слова, в которых есть звук (х): (хата, халва, халат, хомяк, хлеб, худо, худой, хурма, химия, хитрый, уха, ухо, ухват, сухо, холст, муха, петух, запах, воздух, пастух и т. д.) Если слова больше не придумываются, мы обращаемся к словарю.
Чтобы развивать интонационную сторону речи, мы учим детей говорить быстро и медленно. Устроим соревнование между командами: кто больше вспомнит скороговорок. Говорить тихо и громко, с разной интонацией (вопрос, восклицание, удивление) – в этом хорошо помогают стихи и их заучивание наизусть, а также сказки. Часто ли вы читаете детям? Читайте детям сказки и рассказы, беседуйте по их содержанию, попросите ребенка пересказать кусочек текста, наиболее понравившийся ему. Какую сказку вы читали на днях своему ребёнку? Устроим перекличку: какие сказки вы знаете?
Можно разыграть сказку по ролям (с помощью игрушек или дав роли членам семьи). Современные дети мало общаются, у них не развита связная речь, зачастую они не могут сформулировать просьбу. Они говорят не предложениями, а обрывками фраз, часто употребляют в речи слова-паразиты (это, ну как его, типа, блин и др.). Чтобы дети говорили связно, последовательно, без повторов, надо больше читать детские произведения и просить пересказать их («Давай расскажем папе о том, какую сказку мы сегодня прочитали. Вспомни, с чего началась сказка? Что случилось потом? Какие герои были? Какие они по характеру? Почему лиса так поступила? И т. д.) Рассматривая картинки в книге, попросите ребенка рассказать о том, что он видит, про что эта картинка, из какой части сказки она.
К концу подготовительной группы дети должны уметь читать предложения из 2-3 слов. Для этого, начиная с подг. гр. мы учим буквы. Если и вы дома решите учить детей буквам, то произносите их не как букву, а как звук. Например: не «Бэ», а «б», не «эм»,а «м». В дальнейшем у ребенка не будет сложностей в чтении.
Ну а теперь, давайте подведем итоги - какая команда победила.
Полезна ли была информация для вас? Прошу вас взять из моего волшебного мешочка букву и придумать на эту букву слово, характеризующее ваше впечатление от нашей встречи (например, "А" - актуально, "И" - интересно.