Валентина Пятунина
Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай»
▼ Скачать + Заказать документы
О работе логопеда с родителями
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда и воспитателей будут недостаточны.
Публикация «Родительское собрание в форме игры „Счастливый случай“» размещена в разделах
Многолетний опыт работы позволил нам определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков:
- выпуск журнала для родителей «Звукознайка» (1 раз в квартал). В журнал включается как теоретическая информация, так и практические советы, объединенные постоянными рубриками. Каждый номер посвящается проблемам речевого развития ребенка (грамматическому строю речи, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
- домашние задания;
- тестирование;
- игротеки;
- дни открытых дверей;
- родительские пятиминутки;
- конкурсы;
- консультации;
- праздники и развлечения.
И сегодня, я хотела бы представить вашему вниманию:
Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай»
ЦЕЛИ СОБРАНИЯ
• Познакомить родителей с некоторыми способами работы по обучению грамоте;
• Помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики;
• Показать значимость работы логопеда в воспитании умений и навыков;
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Название игры из отдельных букв «Счастливый случай».
2. Подкова, стол ведущего, секундомер, стулья для членов команд.
3. Магнитофон с записью фрагментов музыки из телевизионной игры «Счастливый случай». Музыкальные инструменты.
4. Бочка и маленькие бочонки с цифрами.
5. Звездочки для участников игры, эмблемы игроков, мяч, карточки и картинки к играм.
* * *
В роли ведущего выступает логопед.
В е д у щ и й. Добрый день! Вот и началась наша игра «Счастливый случай». Давайте поприветствуем участников наших команд.
Входит команда «Умники», представляет игроков и капитана. Входит команда «Заумники», тоже представляет участников.
Итак, обе команды заняли свои места, а я объясню правила игры. Все задания спрятаны в бочке. Капитаны команд должны достать оттуда по бочонку и назвать номер. За каждое правильно выполненное задание команда получает звезду. Начинаем. Бочонок номер… командам надо угадать тему нашей игры. Какой звук издает проколотая шина?
«Умники». Ш-ш-ш-ш.
В е д у щ и й. Правильно. А как насос качает воду?
«Заумники». С-с-с-с-с.
В е д у щ и й. Тема нашей игры «Звуки Ш и С». Команда «Умников» ответила быстрее, поэтому они начнут первыми. Сейчас моя помощница перемешает бочонки… капитан команды вытянул бочонок номер… Вам необходимо вспомнить слова, в которых есть звук С. А теперь слова, которые начинаются на этот звук.
Игроки выполняют задание.
Умницы. Вы правильно ответили и получаете звезду. Ну а теперь вытянет бочонок капитан команды «Заумников». Бочонок номер… Задание на внимательность. Вам раздаются музыкальные инструменты, я буду говорить слова, и, когда вы услышите звук Ш, подадите сигнал. То же со звуком С. Глаза у всех закрыты. Приготовились, начали!
Звук Ш – шуба, шина, сапог, часы, вершина, жук, шут, цыпленок, сапожок, шиповник, камыш.
Звук С – Карслон, Дюймовочка, слоненок, Зоя, санки, матрос, щенок, чиж, сын, золото, сорока, шалаш, чемодан, сыр, смородина.
Следующий бочонок вытягивает команда «Умников». Бочонок номер… Этот гейм называется «Ты – мне, я –тебе». Сначала вопрос задают «Умники», а «Заумники» отвечают, затем они меняются ролями.
Игроки выполняют задание.
Команда «Заумников» вытянула бочонок номер… - разминка. Сейчас вы покажите, как слоги разговаривают друг с другом. (Игроки меняют интонацию, показывают мимикой).
Здороваются: са-ша, са-ша.
Удивляются: со-шо, со-шо.
Сердятся: су-шу, су-шу.
Мирятся: сы-ши, сы-ши.
Прощаются: шо-со, со-шо.
Бочонок номер… Этот гейм называется «Заморочки из бочки». Нужно объяснить слово.
«Умники» - шкатулка, шило, сахар, санки, шорты, шторм.
«Заумники» - штурман, шпион, сосиски, шестерка, капуста, редиска.
Молодцы! Обе команды получают по звезде. Следующий бочонок номер… Этот гейм «Волшебный мячик». Сейчас мы встанем в круг, и будем передавать друг другу мяч. Но «Умники» должны будут называть слова со звуком Ш в середине слова, а «Заумники» - со звуком С в середине слова. Итак, раз, два, три, - начало игры! А теперь, тоже задание, но в конце слова.
Игроки выполняют задание.
Вы были очень внимательны и получаете по звезде. А это задание для обеих команд. Звезду получит та из них, которая быстрее прочитает ребус.
«Умники» : Мак + Ананас + Шуба + Иголка + Ножницы + Автобус = МАШИНА.
«Заумники» : Сапоги +Апельсин + Муха + Самолет + Василек + Антилопа +Лопата = САМОСВАЛ.
Бочонок номер… Это гейм – «Темная лошадка». Гость нашей игры – человек, который все путает. Например, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Кто это? Правильно, это рассеянный с улицы Бассейной. Наши команды помогут навести порядок в его путаницах. Сейчас мы сыграем в игру «Исправь ошибку».
(Команды поочередно исправляют ошибки в стихотворении на слух).
С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка.
Под кустом сидели шишки,
На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка,
Молоко лакала мошка.
В е д у щ и й: А сейчас, мы посмотрим, как вы умеете быстро проговаривать скороговорки.
«Умники». В ночной тиши у шалаша чуть слышен шорох камыша.
«Заумники». Шел Саша по шоссе к Саше в шашки играть.
Команды получают по звезде.
В е д у щ и й: Бочонок номер…. Этот гейм - «Блицтурнир». Вы получаете по два задания сразу. Первое задание: вы должны прочитать изограф.
«Умники» : сумка, аист, дом.
«Заумники» : парашют, слон, велосипед.
Второе задание: вам нужно прочитать слова с помощью с помощью зеркала.
«Умники» : сок, сон, носок.
«Заумники» : эхо, совок, звонок, возок.
Вы очень хорошо выполнили все задания, но команда «Умников» была быстрее и поэтому получает звезду. Бочонок номер… этот гейм – «Гонка за лидером». За одну минуту вам предстоит отгадать как можно больше слов.
«Умники» : (к концу слова добавлять звук С) ле., поя., компа., анана., ква., кла., уку., насо., но., автобу., поко., уксу., фику.
«Заумники» : (закончить слова) Ми (ша, шу (ба, Ма (ша, ши (на, ши (ло, шут (ка, шап (ка, шаш (ка, шах (та, мы (ши, пше (но, шко (ла, шля (па, Шу (ра).
Слова- перевертыши: ды-ши-лан (ландыши, лад-ко-шо (шоколад, кий-ро-ши (широкий…
Пришло время подсчитать звезды и подвести итоги. Ну что ж, у нас, конечно, победила дружба!
Проходит награждение участников игры.
Рекомендации для родителей.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы процесс стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности ребенка является игра, именно она будет нам лучшей помощницей. Вот и сегодня в нашей игре «Счастливый случай» вы увидели небольшое количество заданий, используемых на занятиях по обучению грамоте.
Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях
1. В основу обучения кладется не буква, а звук. Например, звук М мы произносим отрывисто. А букву называем также: М. Однако, говоря эм, мы говорим два звука Э и М. Таким образом, не надо путать понятия буква и звук. Буквы мы пишем, а звуки – слышим.
2. Побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога – м,а – и только потом произносит – ма. Читать необходимо по слогам!
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Различает ли ваш ребенок понятия справа и слева? Он должен правильно выполнять задания: Покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д. Расскажи, что ты увидел справа от себя, слева.
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – это чаще всего следствие несформированности данных понятий.
2. Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести частей? Если нет, начинайте с четырех частей (кубиков).
Приемы запоминания букв
1. Письмо букв большого размера, их раскрашивание, штриховка. Рядом записываются слова с данной буквой.
2. Лепка буквы из пластилина, теста, плетение из проволоки, вырезание по контуру, выкладывание из элементов. Палочек, косточек, круп и т. д.
3. Написание буквы в воздухе
4. Обводка по контуру, написанному взрослым.
5. Письмо по опорным точкам.
6. Сравнение буквы со знакомыми предметами. Буква П похожа на стол, окно, дверь, книгу и т. д.
Подготовка руки к письму
В этот раздел входят все упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: мозаики, шнуровки, конструкторы, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковые театры и т. д. Такие задания полезны вдвойне, поскольку, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развиваем речь ребенка.
Приложение:
Здороваются: са-ша, са-ша.
Удивляются: со-шо, со-шо.
Сердятся: су-шу, су-шу.
Мирятся: сы-ши, сы-ши.
Прощаются: шо-со, со-шо.
«Умники» - шкатулка, шило, сахар, санки, шорты, шторм.
«Заумники» - штурман, шпион, сосиски, шестерка, капуста, редиска.
Умники» : Мак + Ананас + Шуба + Иголка + Ножницы + Автобус = МАШИНА.
«Заумники» : Сапоги +Апельсин + Муха + Самолет + Василек + Антилопа +Лопата = САМОСВАЛ.
«Умники». В ночной тиши у шалаша чуть слышен шорох камыша.
«Заумники». Шел Саша по шоссе к Саше в шашки играть.
«Умники» : сумка, аист, дом.
«Заумники» : парашют, слон, велосипед.
«Умники» : сок, сон, носок.
«Заумники» : эхо, совок, звонок, возок.