Ольга Козлова
Родительское собрание в форме дискуссии в старшей группе «Защитим детей от…»
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые родители! Я рада вас видеть на дискуссии по проблеме «Защитим детей от…». Кто знает о существовании Конвенции о правах ребёнка? Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?
(дети не защищены, много насилия со стороны взрослых,государства).
Нормативные документы о защите прав ребёнка :
а) «Конвенция о правах ребёнка»;
б) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в ДОУ»;
Публикация «Родительское собрание в форме дискуссии в старшей группе „Защитим детей от…“» размещена в разделах
в) Закон РФ «Об образовании»;
г) Семейный и Уголовный кодексы.
Конвенция – международный договор по какому-нибудь определённому
вопросу.
Конвенцию о правах ребёнка приняла ООН в 1989 г. Она состоит из 54-х статей. В них сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребёнка.
- Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?
(Обязательно. Дети должны осознавать свои права. Тогда они вырастут свободными гражданами демократического государства.)
- Действительно,уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Наша встреча идёт под девизом «Защитим наших детей от…». Мы не будем говорить о тех правах, за осуществление которых отвечает государство. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребёнка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребёнка.
- Кто из вас знаком с содержанием Конвенции прав ребёнка?
-Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребёнка в дошкольном
возрасте, мы поговорим о том, какие права имеет ваш ребёнок.
Ситуация № 1
Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нём много витаминов, съешь апельсинчик!». «Бабушка, я не хочу апельсин, мне нравится сухарик»,- отвечает мальчик. «Я настаиваю!- продолжает бабушка. - Съешь его, он полезен для твоего организма!». «А я не хочу! – протестует мальчик. – Не буду!»
- А у вас такие ситуации в жизни были? Как вы выходили из них? (Пусть съест апельсин после сухаря. Можно найти компромисс и т. д.)
Ситуация № 2
Однажды утром мама собирает свою дочку в детский сад. Девочке очень хочется надеть любимое лёгкое платье, но мама знает, что в группе прохладно, и предлагает надеть тёплое шерстяное платье. Дочка ни за что не соглашается. Мама знает, что если сейчас она ей уступит, то уже вечером у неё будет насморк и кашель. Такие конфликты возникают каждое утро.
-Как бы вы разрешили эту ситуацию? ( Скажу: платье испачкалось - нужно постирать. Или: если носить одно и то же платье всё время, оно быстро износится и станет некрасивым).
- Порой из самых лучших побуждений взрослые забывают, что у ребёнка есть чувство собственного достоинства, гордость, своё мнение, которое он хочет отстаивать. А мы твердим, что это упрямство. Вместо того чтобы убедить ребёнка,
мы командуем и требуем. Но дети не солдаты. Ребёнок должен понять, чего от него
хотят, и чувствовать, что его мнение не безразлично, что его принимают,
что с ним считаются. Конвенция о правах ребёнка признаёт за каждым ребёнком
право свободно выражать своё мнение (ст. 13).
- Также из лучших побуждений, якобы заботясь о ребёнке, взрослые позволяют
себе проявления насилия, физического или психологического оскорбления…
Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность
и неумение найти разумный способ воздействия на ребёнка. Физические наказания унижают личность ребёнка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление.
Ситуация № 3
«Ира,- иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!»
- Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете, с каким настроением придёт она в дет. сад? (Мама может исправить положение по дороге в дет. сад, попросить у ребёнка прощение. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения).
- Психологическое давление, оскорбление, унижения наносят ребёнку больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление (ст. 19).
В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.
- Все мы любим наших детей, хотя понимание этого у всех различное. Я приготовила для вас тест, с помощью которого вы сможете сами оценить ваше отношение к ребёнку.
Тест «Цветок»
Родителям предлагается в центре листа нарисовать кружок, в который надо вписать имя ребёнка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребёнку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.
- Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств вы написали. Каких больше? Выделите самое главное. Почему вы так считаете?
- Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говориться о правах ребёнка, но в ней есть статьи, посвящённые родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.
Ситуация № 4
На родительском собрании в подготовительной группе отец Алёши заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Сказал, что ничего не смыслит в педагогике, да и времени на воспитание у него нет.
-Как вы думаете: кто должен заниматься воспитанием детей – папа и мама или детский сад?
(Конечно, родители. Сыном должен заниматься отец, а дочерью - мать. В первую очередь родители, а потом уж бабушка и дедушка. Детский сад нужен для общения и познавательного развития).
Ситуация № 5
Пятилетняя Катя хочет умываться тёплой водой, как это делала всегда с мамой. Папа (по профессии врач) заметил: «Надо умываться холодной водой – это полезно для здоровья». Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только тёплой водой, холодной умываться нельзя, можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чём ты говоришь? Хочешь, чтобы ребёнок действительно простудился? Катя и так у нас слабенькая, её надо беречь». – «Катя совсем не слабенькая, её рост и вес соответствуют возрасту. Ребёнка надо не нежить, а закалять». – «У нас с тобой разные мнения на этот счёт». – «Ты, наверно, забыла, что я врач, а ты с медициной не знакома». – «Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим»…
- Кто из родителей прав? (Все не правы. Обсуждать проблему нужно без ребёнка. В принципе прав папа, но он, видимо, совсем не занимается ребё нком: сначала надо подготовить его морально, убедить, а потом менять что-то устоявшееся. Воспитанием детей надо заниматься постоянно, а не от случая к случаю. Очень плохо, что у родителей нет согласия по вопросам воспитания).
-Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону. Ребёнок может настроиться против кого-то из родителей, а это отрицательно повлияет на его характер. Он поймёт, что сможет добиться своего, играя чувствами других.
-Если возникает ситуация развода, кто встаёт на защиту прав ребёнка? (И мать, и отец имеют право воспитывать ребёнка. Мать может запрещать встречи ребёнка с отцом, заботясь об интересах ребёнка).
-В Конвенции о правах ребёнка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка (ст. 18).
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учёбы во многом определяют душевный настрой ребёнка на будущее.
-Этой встречей с вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребёнка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей.