юлия толкачева
«Возрастные особенности детей 4–5 лет». Родительское собрание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Рады видеть вас в нашей группе. Сегодня мы хотим познакомить вас с возрастными особенностями детей 4-5 лет.
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все, же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее,покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резковозрастает интерес к окружающему миру.
Особенности познавательной сферы детей пятого года жизни:
Восприятие к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15, изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
Мышление. Преобладает наглядно-действенное мышление. Четырехлетний ребенок способен: собирать целое из 3 частей без опоры на образец, и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец, сравнивать предметы по цвету, форме, величине, расположению в пространстве. При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять 3 сходства и 3 различия.
В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.
Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Развитие воображения происходит в игре, рисовании, конструировании.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут) - если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия выполняются не ради самих игр, а ради смысла игры. Преобладают однополое игровое общение. Девочки играют в семью, в «принцесс».Мальчиком интересны игры в военных, строителей, полицию. Появляются игры соревнования – формируется мотивация достижения успеха.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Вам родителям очень важно знать и понимать возрастные особенности детей в 4 — 5 лет. Это поможет корректировать развитие ребенка. Но не нужно переживать, если малыш не соответствует, каким — либо пунктам. Каждый ребенок индивидуален.
Взрослому следует придерживаться следующих правил
важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач;
поддерживать детскую инициативу и творчество, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий;
своим поведением показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребенка замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие;
будьте терпимее к своим любимым ангелочкам.
Желаю Вам успехов в воспитании и развитии вашего ребенка!