Татьяна Семёновна Лунькова
Родительское собрание дистанционно «Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?»
Цель:
– способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Задачи:
– получить сведения об отношениях между родителями и детьми в семьях.
Форма проведения: дистанционно.
Публикация «Родительское собрание дистанционно „Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?“» размещена в разделах
Ход собрания
I.Вступительное слово.
Уважаемые родители! В связи с ситуацией в стране мы не можем собраться не так как нам хотелось. Поэтому предлагаем Вам ознакомиться с тематикой нашего собрания : «Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?»
II.Дискуссия по теме собрания.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье.
Общение со взрослыми имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у малыша умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. Действительно, все в руках взрослых. И от нас зависит, каким будет наше общение с ребенком.
-Умеем ли мы общаться с нашими детьми? Слышим ли мы то, что говорят нам наши дети? Умеем ли мы слушать?
«Да я и так его слушаю постоянно!» – скажете вы, и будете правы. Но дело в том, что ребенку важно почувствовать, что вы действительно его слушаете и понимаете (и даже сочувствуете ему). Слушать активно – это не только уметь навострить уши, но суметь показать собственную искреннюю заинтересованность.
Когда вы активно слушаете, ребенок, изливая, что у него на душе, разбирается сам с собою. С теми чувствами, которые на него «накатили», с теми переживаниями, которые его донимают.
Как мы обычно поступаем? Зачастую мы торопимся дать совет или поставить на место. Побуждения-то благие: исправить, наладить, помочь. Но, когда человек огорчен, или сильно расстроен, или зол (и т. п., он не может услышать совета. Даже самого умного. Потому что эмоции перекрывают разум.
Пусть сначала уляжется буря эмоций, и только потом ребенок способен услышать и слушать вас.
Не надо оставлять человека наедине с его собственными переживаниями. Иногда груз их слишком тяжел для ребёнка. Слушайте. Слушайте и сочувствуйте.
Сочувствовать – это чувствовать вместе. Это - быть заодно.
УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА?
СЛУШАТЬ можно ПАССИВНО или АКТИВНО.
Пассивное - безмолвное слушание. Это кивок головы, поддерживающее выражение лица, слова "да, да", "я тебя слушаю". Если ребенку важно высказаться, то такой реакции будет достаточно.
Активное слушание - это способ дать понять ребенку, что все то что он говорит, чувствует или делает достойно внимания. Активное слушание - помогает нам лучше понять ребенка и учит детей, на нашем примере, общаться с нами.
Приемы активного слушания :
• ПЕРЕСКАЗ - вы проговариваете своими словами то, что сказал ребенок. ("Ты говоришь. ", "Как я понимаю. ", "Другими словами, ты считаешь. "). Для ребенка очень важен факт того, что его слышат. Если ребенок не согласился с вашим пересказом, то применяем следующий прием.
• УТОЧНЕНИЕ - выяснение, если вы что-то не поняли в рассказе ребенка. Оно может быть общим (относиться ко всему высказыванию) или частным (направленным на конкретизацию какого-либо факта).
• ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ - проговаривание чувств, которые испытывает ребенок. Детям, особенно маленьким, трудно разобраться в своих чувствах. Мы можем им помочь ("Мне кажется, ты обижен,. ", "Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным"). В результате ребенок ощущают расположение взрослого, меньше боятся проявления негативных чувств; видят, что взрослые понимают их.
• ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА - проговаривание того, что хотел бы сказать ребенок, дальнейшее развитие его мыслей.
• РЕЗЮМИРОВАНИЕ - используется в продолжительных беседах или договорах с ребенком. ("Итак, мы договорились с тобой, что. ", "Ты мне сейчас рассказал, что 1). 2). 3). ").
Начинать тренироваться активно слушать ребенка можно с
• Контакта глаз: беседу вести лицом к лицу - глаза на одном уровне.
• Выдерживать паузу в разговоре с ребенком. Пауза помогает ребенку разобраться в своих чувствах.
• "Не забивать" малыша своими словами.
Помните, что активное слушание -
• это путь к установлению лучшего контакта с ребенком.
• это способ показать, что вы безусловно его принимаете во всех случаях, со всеми его бедами, отказами, переживаниями.
Итак.
Слушать и понимать, что чувствует ребенок
Повернитесь к человеку лицом.
Как ни странно, мы часто слушаем детей, стоя к ним спиной или боком (моем,
например, посуду, поглядываем в экран телевизора, отвернувшись, бросая косые взгляды. А надо бы так: глаза – на одном уровне. Сядьте, присядьте на корточки, позовите к себе на колени или посадите повыше, а не возвышайтесь над ним горой. Поза, жесты говорят о вашем желании слушать его – он это почувствует.
Забудьте о вопросах.
Обойдитесь без всяких вопросов, пожалуйста. Еще одна странность? Да нет, дело в том, что, если фраза оформлена как вопрос, она не отражает сочувствия. А ведь нам следует настроиться на одну эмоциональную волну. «Что случилось?» или «Что-то случилось.» Попробуйте эти фразы на вкус, попробуйте и подумайте: вы сами после какой фразы охотней расскажете, что с вами произошло?
Держите паузу.
Говорите неторопливо, неспешно. Постарайтесь выдержать паузу после каждой реплики – и вашей, и юного человека. А вдруг ребенок захочет что-то добавить? Если, рассказывая, он смотрит мимо (словно бы вдаль или, наоборот, словно бы внутрь себя) – значит, что-то обдумывает. Скорее всего, он разбирается со своими переживаниями. Молчите и ждите. Это прекрасно: человек разбирается сам, но чувствует ваше плечо! Ваше участие, вашу поддержку.
Повторяйте и откликайтесь.
Повторяйте, как эхо, некоторые фразы ребенка. Самые важные, ключевые. Впрочем, ваш взгляд, поддакивание, покачивание головой – это тоже своеобразное эхо – отклик на то, что вам говорят сейчас.
Помогите определиться.
Назовите то чувство, которое овладело им. «Тебя это, наверное, разозлило.», «Ты растерялся и очень расстроился.» / Обратите внимание: без вопросов! Сейчас вы эхо, вы отклик, а не советчик и не судья. / Не страшно, если чувство вы не угадали: ребенок или сам вам его назовет, или вы разберетесь вместе, позже, значительно позже, когда схлынет первый накал.
Но знаете, что самое важное в этих правильных правилах? Ваша искренность. Ваше искренне внимание и желание выслушать и понять.
Обычно мы интересуемся конкретными фактами: что произошло, где был, какую получил отметку. То есть тем, что он делал. И гораздо, гораздо реже интересуемся тем, что чувствует человек.
Вот почему детям так часто кажется, что родители им не сочувствуют. И в чем-то дети правы.
Интересоваться не только фактами, но и чувствами. Выслушать и посочувствовать, то есть разделить его чувства.
Когда вы общаетесь с ребенком, обратите внимание в первую очередь на его настроение, на его переживания - на чувства. Старайтесь определить, какое именно чувство сейчас доминирует. Определите, что с вашим ребенком: он обижен, расстроен, увлечен чем-то, нетерпелив, боится, рассержен, радостен. Пусть это станет привычкой. И тогда вы не полезете с вопросами, и с непрошеными советами, и с лишними просьбами, тогда вы действительно почувствуете его – настроение, состояние, надежды и разочарования. Вам показалось, что он расстроен? Назовите это чувство вслух: «Ты был чем-то расстроен». Помните? Вопросов не задается, произносится утвердительное предложение. Не бойтесь, что не угадаете, это не страшно; главное, ребенок поймет, что вы готовы с ним разделить его эмоциональные проблемы.
– Ты чем-то расстроен
– Нет, не расстроен!
– Наверное, просто сердит.
Ребенку очень важно понять свое собственное состояние. Зачем? Хотя бы затем, чтоб полноценно прожить его и освободиться. Чтобы понять, как управлять своими полезными и вредными эмоциями. Чтобы знать, что плохое – оно приходит и уходит.
Ребёнку можно показать, что вы его понимаете, просто слушая его. Слушать ребёнка необходимо, но ещё более необходимо слышать, что он вам говорит.
III. Рефлексия.
- Что такое родительская любовь? /Родительская любовь, как солнце, необходима каждому. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети: Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. /
- Давайте продолжим фразу: "Дети - это цветы жизни". Да, ребенок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый, беззащитный, который нуждается в защите в любви. И чтобы цветочек рос и не увядал, ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он будет питаться всю свою жизнь.
- Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших - юноши и девушки. Говорите своему ребенку их каждый день. Слова можно сопровождать и объятиями. Считается, что ласковые слова и четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально - 12 раз в день! Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается. Родители, а особенно мама, самые главные люди в его жизни.
IV. Заключительное слово педагога:
Семья – это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!
Хорошо, если в семье будет традиция: по вечерам с ребенком вести задушевные беседы. При этом Вы садитесь рядышком и рассказываете друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.
Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.
Наше собрание хочу закончить стихотворением А. Лопатиной «Дружите с детьми».
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом
,Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!