Ортякова Людмила Павловна
Родительское собрание на тему «Система оздоровительной работы в детском саду и в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Система оздоровительной работы в детском саду и в семье»
Цель – Систематизировать и расширить знания родителей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Задачи: Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
Повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Публикация «Родительское собрание на тему „Система оздоровительной работы в детском саду и в семье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.
Оборудование к собранию :
Оформить плакат: «Физкультура и здоровье ребёнка»
Подготовить фото – выставку: «Дети на прогулке, на зарядке, на занятиях по физической культуре, закаливающие процедуры с детьми».
Подготовить памятки: «Закаливание детей», «Профилактика гриппа и простуды», «Роль утренней гимнастики для человека».
Ход:
- Что такое здоровье? (Ответы родителей)
Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно понять, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье.
Целью работы воспитателя по здоровьесбережению является создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей и проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка ДОУ.
Для более эффективного решения образовательных задач ОО «Здоровье» интегрируется в программе «Детство» с областями «Познание», где у детей расширяется кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ;
«Социализация» идет формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ;
«Безопасность» в которой, дети познают основы безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья;
«Коммуникация», что способствует развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека;
«Чтение художественной литературы» - это чтение художественных произведений для обобщения и закрепления содержания области «Здоровья»;
«Музыка», где дошкольники прослушивают записи классических и современных произведений, что положительно влияет на организм ребенка; улучшает работу сердца, уменьшает раздражительность, отгоняет тревогу, снижает озлобленность.
Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты.
И именно совместная творческая деятельность педагога, родителей и детей протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребёнка.
Рассмотрим основные принципы и методические подходы к разделам воспитательно – оздоровительной работы (принципы на слайдах).
1. Принципы рациональной организации двигательной активности детей, включая занятия по физической культуре.
- преобладание циклических упражнений (ходьба, ползание и т. д., прежде всего беговых упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
- ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе.
- осознанное отношение детей к выполнению упражнений.
- преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей.
- обязательность «красивого» выполнения движений.
- мышечное расслабление - необходимый компонент большинства занятий по физической культуре.
Родителям предлагается поиграть – проводится упражнение на релаксацию.
2. Принципы реализации системы эффективного закаливания.
- одежда соответствующая погоде. Ребёнок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое- то время, должен быть одет так, чтобы испытать ощущение зябкости.
- температура воздуха в помещении – 18 – 20 С, однако, в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа, температура воздуха должна изменяться в обратном соотношении.
- хождение босиком может быть эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования. Начинать при температуре пола не ниже 18С, вначале в носках.
- ведущими методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия.
Рассмотрим некоторые способы закаливания:
- ребёнок сам растирает сухой специальной рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь, до возникновения ощущения тепла, радости. (показ рукавичек, сшитых из различных материалов)
- массаж спины. Дети попарно делают друг другу массаж. («Рельсы, рельсы….»).
- закаливание носоглотки – полоскание рта и горла морской солью, фитонастоями, кипяченой водой.
- обширное умывание – начинаем с температуры 25 – 29С.
- катание на лыжах, санках создаёт высокий эмоциональный настрой, но, пассивное сидение на санках, не приносит пользы, малыш быстро остывает, несмотря на укутывание.
- плавание летом и в зимнее время в бассейне.
- лучшая пора закаливания - лето! Разумно проведенное лето помогает предотвратить простудные заболевания в холодные месяцы. Сосновые, лиственные леса, озёра и реки – лучшее место для отдыха. Аромат хвои не только приятен, в нем таится большая целебная сила – мельчайшие частицы эфирно масличных веществ, которые очищают легкие, укрепляют сердечно – сосудистую систему, повышают общий тонус организма. (Демонстрация фитоподушечек)
Осуществлять закаливание можно только в то время, когда ребёнок здоров. Требуется систематичность и последовательность при проведении закаливающих процедур. Результат закаливания наступает через 3-6 месяцев.
2. Принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
- применение «музыкотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей. ( Прослушивание грамм записи: «Звуки природы» - 2-4 мин.)
- обучение приёмам мышечного расслабления – условие для аутогенной тренировки. Для борьбы с переутомлением и эмоциональными стрессами. ( Проводится упражнение: «Воздушный шарик»)
- игрушки, позволяющие расслабиться. ( Показ: водяной кольцеброс, бутылочки с предметами, заполненные водой, аквариум).
4. Принципы обеспечения полноценного питания.
- физиологически важными компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, но и балластные вещества. В рацион питания детей дошкольного возраста обязательно должны включаться в большом объёме растительные волокна и клетчатка.
- исключить и ограничить «жёстких» (жарение, пассирование, запекание, тушение) методов обработки продуктов питания, заменить мучные кондитерские изделия овоще – фруктовыми лепёшками.
- калорийность питания дошкольников должна составлять до 2000 ккал/ сутки. Особенно полезны кисломолочные напитки. Они обладают антимикробными свойствами, препятствуют развитию гнилостных процессов в кишечнике, богаты витаминами группы В.
Фитонциды – особые ароматические вещества, содержащиеся в зелёном луке и репчатом луке, чесноке, укропе, сельдерее, кинзе, зелени петрушки, которые оказывают выраженное противомикробное действие.
В питании детей следует ограничить шоколад, какао, торты, пирожные, где увеличено количество углеводов, что повышает возбудимость нервной системы, резко снижает аппетит.
Частоболеющим детям ежедневно необходимо давать витаминные препараты, витаминизированные напитки.
5. Принципы создания условий реализации оздоровиетльных режимов для детей.
- не укороченный и не излишний по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определятся не возрастом, а индивидуальными проявлениями деятельности ряда структур головного мозга.
- стереотипно, т. е. постоянно повторяющие режимные моменты:
* время приёма пищи;
* дневной и ночной сон;
* общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении.
Остальные компоненты динамические, т. е. могут передвигаться, изменяться.
Применение этих принципов, несмотря на сложные социально – экономические условия и подчас неблагоприятную экологическую ситуацию можно решать задачи по оздоровлению детей, добиваясь значительного снижения, вплоть до купирования респираторных и других заболеваний.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Литература:
1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград: Учитель,2012.-170с.
2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. доп. – М. : АРКТИ, 2000. – 108 с.