Наталья Литвинова
Родительское собрание «Формирование навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей со способами и приемами, помогающими формировать навык самоконтроля у детей с особыми образовательными возможностями.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Формирование навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Сформировать представление о данном навыке, о необходимости его развития для успешной социализации ребенка в детском коллективе и учебной деятельности
2. Познакомить с приемами, помогающими сформировать данный навык в условиях семейного воспитания.
Материалы.
1. На столах простые карандаши. По мере прихода родителей раздаются книжки с закладками, где зачеркивали и подчеркивали буквы дети, на листах имя ребенка и кол-во слов по переключению и распределению внимания (входная диагностика). Поле для игры «Муха» и по одной пуговице или мозаику, тексты с этапами развития мозга.
2. Таблица с различиями, «Чего не хватает?», раскрась половинку.
3. Синий и красный маркер, резиночки.
Ход собрания.
Орг. .момент
Сегодня, на нашем собрании присутствуют гости педагоги-психологи и учителя –логопеды ДОУ и СОШ города. Мы приглашаем их активно участвовать в нашем разговоре по теме собрания.
Прочитайте (в парах) на бейджике, чья это мама и скажите, как вас зовут, повернитесь к другому соседу и тоже познакомьтесь.
Сообщение темы собрания.
-Скажите пожалуйста, какая тема сегодняшней встречи?
Запишите на листе или в ваших тетрадях, о чем (или) какую информацию вы хотели бы получить на собрании по данной теме? Вопрос родителям и гостям?
1. Что такое самоконтроль? В чем в повседневной жизни его наличие вам помогает? (чувствую температуру- принимаю лекарство или иду к врачу, в разговоре с родителями других детей веду себя корректно,)
Контроль над самим собою, своим поведением, состоянием, своей работой.
2. В каких видах деятельности мы можем говорить о наличии или отсутствии данного навыка у ребенка.
В учебной деятельности, в игровой (выкрикивает с места, не проверяет правильность выполненной работы, нарушает правила игры, делает замечания другим, при этом сам себя не контролирует.)
Мы сегодня познакомимся со СПОСОБАМИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ.
Ваша задача выбрать способы приемлемые и необходимые для развития навыка самоконтроля у вашего ребенка.
I.способ
Развитие концентрация внимания (самоконтроль)
В прошлом году на родительском собрании по теме «Игры и упражнения, способствующие развитию внимания» мы рассматривали все виды внимания и упражнялись в развитии внимания дома.
Когда мы можем говорить о низком самоконтроле?
В поведении дети видят ошибки у других, у себя – нет.
Приемы, способствующие развитию концентрации внимания:
1) "Зачеркни, подчеркни".
Откройте книги по закладке, ваши дети работали с текстом 5 мин. игра «Разведчики». Находили и зачеркивали букву И, а букву О –подчеркивали. Как развита концентрация внимания.
Вы будете проверять и подсчитывать сколько букв они пропустили.
2) Найди различия (две картинки, содержащие 10-15 различий) Сначала дети сами отмечают отличия при помощи пуговиц, а затем родители показывают не найденные ребенком отличия, а дети объясняют их.
Вопросы, которые можно задать:
- Сколько ты нашел отличий?
- Сколько я нашла?
-У кого больше? На сколько?
- Сколько мы вместе нашли?
3) Что не дорисовано. (Назвать не дорисованные на картинке части).
4) Раскрась половинки. (Одна половинка раскрашена)
II. способ
Медикаментозная помощь (для доразвития клеточек головного мозга). Обращение к специалистам в медицинские учреждения.
Ясный, Орск, Оренбург, Челябинск.
III. способ
Полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном детстве, (По материалам доктора психологических наук, профессора А. Л. Сиратюк. «Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка»)
- (воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка.)
-Какой орган отвечает за формирование навыка самоконтроля? (Мозг)
-Что вы знаете о мозге?
-Он состоит из двух полушарий: правого и левого.
Развитие мозга в онтогенезе, развитие межполушарного взаимодействия.
Показать на рис. где находится отдел головного мозга «левый лоб», который отвечает за поведенческие нарушения, за нарушения в самоконтроле и саморегуляции.
В формировании и развитии мозга можно выделить 5 этапов.
На первом этапе (от рождения до одного года) происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие на данном этапе происходит нормально, то ребенок своевременно начинает сидеть, ползать, стоять и т. д. У него в определенное время и в определенном порядке начинают расти зубы. Известно, что рост зубов является яркой иллюстрацией онтогенеза головного мозга. При нарушенном развитии стволовых структур мозга может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, сидя, назад, что в дальнейшем скажется на успешности обучения в школе. Кроме того, стволовые структуры мозга ответственны за соматическое здоровье человека.
На втором этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии головного мозга. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков - до 8-8,5 лет. В этом возрасте происходит формирование таких функций как, мелкая моторика.
-Что мы делаем для развития мелкой моторики? (ответы родителей)
(Восприятие зрительное обонятельное, осязательное)
-Что мы делали, когда изучали овощи, фрукты, хлебобулочные изделия? (ответы родителей)
Пространственная координация, где проявляются трудности
- Игра «Робот», если дети ошибаются оденьте ребенку резиночку на левую руку.
- «Муха».
(на одну клетку «вправо», «влево», «вверх», «вниз» -продолжают 3 родителя давать инструкцию, все остальные выполняют, затем двусложную, и отвернувшись от поля давать команды так, чтобы «Муха» не вылетела с поля)
Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма.
Третий этап развития мозга связан с «простраиванием» нервных сетей через мозолистое тело из правого в левое полушарие. На данном этапе формируются такие функции как, память, переработка информации одновременно двумя полушариями.
Крупу быстрее переберем одной рукой или двумя?
Именно на этом этапе происходит смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные зубы. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе (девочки – 7 лет, мальчики – 8-8,5 лет).
Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания»
Четвертый основной этап развития головного мозга связан с прохождением нервных сетей через височную область левого полушария, в которой находится функциональный «центр» речи и слуха.
Левое полушарие оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.
-Как вы думаете у мальчиков какое полушарие созревает медленнее?
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое.
-Кто успешнее обучается в школе?
Дело в том, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей. По результатам исследований они составляют всего 10% учащихся в классе. В настоящее время в детской популяции с каждым годом все более возрастает количество правополушарных детей.
Пятый этап – развитие лобной области левого полушария (девочки – 12 лет, мальчики – 15 лет). «Левый лоб» отвечает за такие функции. анализ и логика, самоконтроль и саморегуляция, постановка целей и программирование деятельности. Искажения или дефицит развития нервных сетей в левой лобной области приводит к несформированности перечисленных функций.
Нужно ли это делать сейчас? (ответы родителей)
-Нужно! Чтобы не пожалеть об упущенном времени.
Мы потренируемся в выполнении этих упражнений.
(3 мин. родители в парах выполняют упр "Уши", "Колечки", "Лягушки", "Кулак,ребро, ладонь", "Ухо,нос", "Лезгинка", а затем показывают всем присутствующим):
-медленно.
-проговаривая громко,
- проговаривая шепотом,
- про себя
- прикусив язык.
Почему эти упр. необходимо делать с нашими детьми?
- В нашей группе занимаются в основном мальчики.
- Чтобы правое и левое полушарие развивались гармонично.
– Для предупреждения стресса.
*Для педагогов и родителей.
1. "Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация)."
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите стирательную резинку и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стирательную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить
IV способ
Соблюдение режима дня.
Итог: Какие способы формирования навыков самоконтроля считаете необходимыми и возможными для развития вашего ребенка?
Литература.
Сиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.