Татьяна Новикова
Родительское собрание «Тайны природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»
Родителям приготовить пригласительные билеты круглой формы, на которой изображена «Планета Земля». Заходя на собрание, родителям сразу раздаются бейджики с названием команд.
Публикация «Родительское собрание „Тайны природы“» размещена в разделах
Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют. Тема нашего родительского собрания называется «Тайны природы».
1. Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля - дом наш любимый, ребята!
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет,
Разведём над нею тучи и дым в обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами!
2. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется – природа!
Давайте же всегда её беречь!
3. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
4. Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым,
Всё это называется природа!
Давайте же сердца ей отдадим!
М. Пляцковский
Трудно найти человека равнодушного к родной природе. Природа это наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы. Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах, живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Мы живём с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизоров забиты фильмами об убийстве, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, (так как семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребёнка, а уж потом педагогов. Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребёнок рос и правильно развивался? (Ребёнок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой). У природы человек учится красоте, чувству меры, добра справедливости. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребёнка к миру природы. Всесторонне развивать ребё нка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, тёплое. Игра: «Слова – признаки» (ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук). Объединиться в небольшие подгруппы. Ведущий: Каждый ребёнок – исследователь по своей природе. Те вопросы, которые задают нам дети всего лишь малая часть их нерешённых «проблем». Посмотрите карманы ребёнка, чего там только нет: круглая речная галька, птичье пёрышко, кусочек сосновой смолы… Вот и выходит, что эти собранные ребятами «драгоценности» - своего рода овеществлённые «почему», «зачем», «как». И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой ещё в детстве. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик: «Брось эту грязь сейчас же!» Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же – панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, весёлого мира ребёнок видит перед собой серый асфальт… Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательные отношения ко всему живому. Мы – часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботиться о ней, сохранять её, любить искренне и глубоко? Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей. С чего же начать? Начните с себя. Задумайтесь: а как я сам отношусь к природе? Кто я – хозяин природы или её часть? Могу ли я удивляться и радоваться природе. Ведущий проводит анализ анкетирования «Экологическое воспитание детей», анализ выставки книги своими руками «Сказка о природе», анализ проекта «Лекарственные растения Красноярского края». Ведущий: За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей. Ведущий: Сегодня мы с вами поиграем в игру КВН. Тема игры «Тайны природы». Участвуют две команды: «Капелька», «Снежинка» Жюри: заведующая ДУ, метод работник. Ведущие: воспитатели средней группы.
1-й конкурс. Представление. (Оценка 3 бала). Каждая команда с выбранным названием должна себя представить, выбрать капитана.
2-й конкурс. Разминка для ума. (Оценка 7 балов) В о п р о с ы для команды «Капелька» : 1. Сок какого дерева сладкий? (Берёза, клён.) 2. У какого дерева осенью листья красные? (Рябина, клён.) 3. Что за зверь лесной:
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (Лось)
4. Звонко – звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже – даже у сорок. (Скворец)
5. Какие птицы не вьют гнёзд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)
6. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)
7. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать – и – мачеха, в апреле).
В о п р о с ы для команды «Снежинка» :
1. Из какого дерева делают спички? (Осина.)
2. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Берёза.)
3. Угадай, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком
Ушастая голова. Это… (сова).
4. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу серую сосал,
А проснулся, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь).
5. Кто кукует у кукушки? (Самец.)
6. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)
7. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)
Музыкальная пауза: Сценка «Дикарь в лесу» (показывают дети средней группы)
Появляются плачущие муравьишки.
Ведущий: Что случилось, муравьишки?
1-й муравей. Нас обидел злой мальчишка.
2-й муравей. Он нам лапки отдавил. Муравейник разорил.
Появляется плачущая бабочка.
Ведущий: Бабочка – красавица,
Что в лесу случилось?
Скажи какое, горе
С тобою приключилось?
Бабочка: Мальчик злой меня обидел,
Крылышко он мне сломал.
Не могу теперь летать.
Как же мне не горевать?
Ведущий: Как зовут злого мальчишку, который вас обидел?
Муравьи: Егор!
Ведущий: А где же его найти?
1-й муравей: Он лежит под кустом музыку слушает.
Под кустом лежит мальчик, рядом с ним магнитофон, вокруг сорванные цветы, мусор.
Ведущий: Подойди сюда, Егор,
Серьёзный будет разговор.
Много бед ты натворил,
Поломал в лесу кусты.
На поляне рвал цветы,
Бабочке крыло сломал.
А ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из этих мест!
Муравьи, бабочка (вместе). Уходи из нашего леса!
Егор: Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.
Ведущий: Ребята! Давайте научим Егора правилам поведения в лесу.
Ведущий читает правила :
«Правила поведения в лесу»
1. Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение
3. Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.
5. Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучатами.
6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7. Кора дерева – это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Её нельзя повреждать.
8. Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи - санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица – мать может бросить это гнездо.
10. Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик, могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнёзда и норы.
Ведущая: Сейчас тебе ребята скажут главные правила леса.
Дети выстраиваются полукругом. В руках у них таблички с надписями «НЕ ШУ МИ», «НЕ СО РИ», «НЕ ГУ БИ».
Егор: Дорогая бабочка, Тебя я пожалею
И крылышко твоё дыханием согрею.
А вам, муравьишки-трудяги, я домик опять соберу,
И мусор и соринки домой заберу.
(Собирает мусор и сорванные цветы)
Вы простите, простите меня,
Я не буду природу губить!
И только в лес, как в гости,
Буду к зверятам ходить.
Муравьи и бабочка подходят к Егору берутся, за руки кланяются и уходят.
3-й конкурс: Домашнее задание. (Оценка 5 балов)
Защита красочного плаката или экологической газеты «Защити природу»
Игра: с мячом «Кто в лесу…» поёт, кричит, ползает, прыгает, аукает, ухает, шелестит, шуршит, плетёт, весит, цветёт, заблудился, колется, спит
4-й конкурс: Живая пантомима. (Оценка 3 бала)
Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).
5-й конкурс. Конкурс капитанов. (Оценка 2 бала) Педагогические ситуации
1-й в о п р о с для команды «Капелька»
Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.
- Давай посмотрим, что в нутрии муравьиного домика - сказал Олег.
- Давай, - с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?
2-й в о п р о с: На день рождения Маше подарили щенка. Наконец-то сбылись её желания! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка. И вот у неё теперь новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, водила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Мама теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
1-й В о п р о с для команды «Снежинка»
Рома и Кирилл нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из гнезда.
- Давай возьмём его домой, - сказал Кирилл, - пусть живёт у нас дома.
- Нет, - ответил Рома. - Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.
Вопрос: Кто из детей был прав?
2-й в о п р о с : Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила проходившая мимо старушка
- Пчёл прогоняю, они цветы жалят. – ответил Вова.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то сказала
ему. После этого Вова выбросил прутик и, удивлённо пожав, плечами
сказал:
- А я и не знал!
Вопрос: Что рассказала Вове старушка?
6-й конкурс: Музыкальная разминка. (Оценка 10 балов)
Кто кого перепоёт – песни о природе.
Ведущий: Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителями. А вот когда ребёнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить».
Ведущий: Берегите и охраняйте природу. Помните: Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
АНКЕТА
«Экологическое воспитание детей»
1. Ф. И. О___
2. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?___
3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?___
4. Ощущаете ли Вы по ребёнку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чём оно проявляется? (ребёнок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и. т. д.)___
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц? ___
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чём это проявляется? (беседа с ребёнком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдение с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу)___
___
7. Знакомите ли детей с правилами поведения на природе? Нужно ли это делать?
8. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?
9. Ваши предложения, пожелания.
Спасибо за сотрудничество!
Эпиграфы
«ДОБРОТА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВОСПИТАННЫМ. «СМЕЛЫЕ - ВСЕГДА ДОБРЫЕ»
А. М. Горький
«НАУЧИТЕ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА ОЩУЩАТЬ, А ПОТОМ И ПОНИМАТЬ, ЧТО ДОБРО ТОЛЬКО ТОГДА ДОБРО, КОГДА ОТ НЕГО НЕ ПЛАЧУТ ЛЮДИ»
В. А. Сухомлинский
«ДОБРО – ЭТО ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ДУШЕВНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ, СТРЕМЛЕНИЕ СДЕЛАТЬ ДОБРО ДРУГИМ»
С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова
«ТРУДНО ПРИВЕСТИ К ДОБРУ НРАВОУЧЕНИЯМИ – ЛЕГКО ПРИМЕРОМ»
Сенека
«ПРОТИВ ВСЕГО МОЖНО УСТОЯТЬ, НО НЕ ПРОТИВ ДОБРОТЫ»
Ж. Ж. Руссо
«ВОСПИТАНИЕ ЧИСТЫХ БЛАГОРОДНЫХ ЧУВСТВ В СЕРДЦАХ ДЕТЕЙ НУЖНЕЕ И ДОРОЖЕ, НЕЖЕЛИ ОБОГАЩЕНИЕ РАЗНЫМИ ЗНАНИЯМИ»
Я. Корчак
«СЕМЬЯ – ЭТО ТА САМАЯ СРЕДА, В КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ, И САМ ТВАРИТ ДОБРО»
В. А. Сухомлинский
«СЕМЬЯ, ИСТОЧНИК, ПИТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА С РОЖДЕНИЯ И ВВОДЯЩИЙ ЕГО В ВЫСШИЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ»
С. Т. Аксаков
«ДЕТИ ДАНЫ НАМ НА ВРЕМЯ, НА ХРАНЕНИЕ, КАК ДРАГОЦЕННОСТЬ. ЗАТЕМ МЫ ДОЛЖНЫ ИХ ВЕРНУТЬ». Вернуть в общество, в котором мы живём.
«ЛЮДИ, ВОСПИТАННЫЕ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ, - ЧАСТО ИСКАЛЕЧЕННЫЕ ЛЮДИ»
А. С. Макаренко
«ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ – ЭТО И КУРИЦА УМЕЕТ. А ВОТ УМЕТЬ ВОСПИТАТЬ ИХ – ЭТО ВЕЛИКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО, ТРЕБУЮЩЕЕ ТАЛАНТА, ШИРОКОГО ЗНАНИЯ ЖИЗНИ»
А. М. Горький
«УВАЖЕНИЕ К МИНУВШЕМУ – ВОТ ЧЕРТА, ОТЛИЧАЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ДИКОСТИ»
А. С. Пушкин
«СКАЗАТЬ РЕБЁ НКУ НА ЕГО ВОПРОС: «ПОДОЖДИ, ВЫРАСТЕШЬ – УЗНАЕШЬ» - ЗНАЧИТ ГАСИТЬ ЕГО СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЮ. ТОЛКОВО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС – БОЛЬШОЕ ИСКУСТВО, И ОНО ТРЕБУЕТ ОСТОРОЖНОСТИ»
А. М. Горький
«ПРИРОДА СТАНОВИТСЯ МОГУЧИМ ИСТОЧНИКОМ ВОСПИТАНИЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ ЕЁ, ПРОНИКАЕТ МЫСЛЬЮ В ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ»
В. А. Сухомлинский
Отзыв о Родительском собрании
«ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»
1. Во время собрания
Я услышала___
Я почувствовала___
Я увидела___
Я узнала___
2. Во время работы в творческой группе
Я услышала___
Я почувствовала___
Я увидела___
Я узнала___
3. В процессе работы родительского собрания я получила (не получила) ответы на свои вопросы___
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Организовать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.
2. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.
3. Предоставить детям возможность в рисовании, лепке, аппликации отражать свои впечатления, полученные от общения с природой.
4. Завести дома комнатное растение, животное. Привлекать ребёнка к уходу за ними.
5. Практическими делами оказывать помощь природе. Включаясь в зимнюю подкормку птиц.
6. В общении с детьми широко использовать пословицы, поговорки, загадки, вмести с детьми, придумывать и свои.
7. Поощрять детей за добрые дела в природе.
8. Провести конкурс по изготовлению кормушки «Мастерим вместе с ребёнком».
Памятка для родителей
по воспитанию доброты к природе.
«Правила поведения в лесу»
1. Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение
3. Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.
5. Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучатами.
6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7. Кора дерева – это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Её нельзя повреждать.
8. Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи - санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица – мать может бросить это гнездо.
10. Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик, могут распугать птиц, зверей, и он бросят свои гнёзда и норы.